Эффект от снижения Россией цены на газ для Украины постепенно почувствует вся страна. Об этом еще в конце декабря прошлого года заявил Премьер-министр Украины Николай Азаров. Так, уже с 1 января, согласно решению правительства, отечественная промышленность должна получать голубое топливо по цене 268 долларов за 1 тыс. м3. Однако снижение наступит не сразу: в хранилищах еще достаточно газа, закачанного туда по старой цене. Подобная «финансовая оттепель» может коснуться и населения: Национальной комиссии по регулированию в сфере энергетики и регуляторам ЖКХ украинским руководством было предложено провести работы по пересмотру стоимости услуг, оказываемых населению в связи с изменением цены на газ.
Такое положение дел — постфактум политических метаморфоз недавнего времени. В конце ноября прошлого года Украина приостановила интеграцию в ЕС, отложив подписание Соглашения об ассоциации. Мотивировал такой шаг Киев экономической неготовностью к сближению с ЕС. Логично, что наша страна приступила к реанимации былой активности экономического сотрудничества с Российской Федерацией. 17 декабря Президент Янукович встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным в рамках заседания украинско-российской межправительственной комиссии. В ходе этой встречи было подписано более десяти стратегических документов по двустороннему сотрудничеству. Среди них и долгожданное дополнение к действующему контракту о поставках газа на 2009-2019 годы. Дополнение предусматривает снижение цены на российский газ для Украины до 268 долларов за 1 тыс. м3. Стоит отметить, однако, что формула ценообразования может пересматриваться ежеквартально и на нее могут влиять мировые цены на нефть.
Попробуем разобраться, чей газ Украина будет потреблять в новом году и чем будет за него платить. Для начала, необходимо вспомнить, что население не использует импортное топливо, поэтому риторика о возможном снижении его цены для граждан пока кажется весьма сомнительной. Зато тарифы на тепло и горячую воду для бюджетных учреждений, по словам первого вице-премьера Александра Вилкула, в ближайшем будущем снизятся на 25%. Позитивным является и тот факт, что более низкая цена на импортное голубое топливо, несомненно, отразится на состоянии украинского бюджета и финансовой системы. От этого также выиграет и отечественная промышленность: именно она является потребителем импортного газа, высокая цена на который лишь уменьшает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
Однако вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко уверен, что последние договоренности с Российской Федерацией отложили и на некоторое время ликвидировали необходимость реформ в Украине, в частности, в энергетической сфере. Он также добавил, что подобные документы никак не свидетельствуют о стратегическом выборе Украины. Необходимо уточнить, что ослабление финансовой нагрузки на отечественную промышленность, как-никак, теоретически способно высвободить дополнительные средства на внедрение энергосберегющих технологий в производство, однако это возможно лишь при условии системного подхода к ведению бизнеса. В украинских же реалиях куда более часто можно наблюдать желание бизнесменов ловить выгодную рыночную конъюнктуру для получения прибыли здесь и сейчас, игнорируя при этом перспективную составляющую. Масла в огонь подливает и государственная система. В Украине пропаганда энергосбережения на общенациональном уровне ведется лишь во времена, когда приходится затягивать пояса.
По мнению члена наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрия Корольчука, нынешняя цена в 268,5 долл. не должна успокаивать ни промышленность, ни руководителей заводов, ни ЖКХ. «Там должны продолжаться процессы сокращения потребления газа, переход на другие источники энергии, где это возможно. Если все это не будет сделано на протяжении последующих 3-5 лет при наличии финансирования, то, я думаю, что мы можем банально эту скидку проесть, и через 3 года мы можем снова оказаться в такой ситуации, когда нам снова придется искать кредиты для того, чтобы покрывать дотации на дешевый газ, на дешевое тепло, на дешевую электроэнергию», — говорит господин Корольчук.
Президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что Украина будет покупать газ там, где дешевле. Недавно стало известно, что Киев прекращает импортировать газ из Европы в силу его дороговизны на фоне новой цены на российское топливо. Такой шаг полностью оправдан экономически. Снижение цены на российский газ в ходе московских договоренностей сделало реверс газа из Европы нерентабельным для Украины. Так, новая цена на голубое топливо от «Газпрома» на $100 дешевле европейской. Таким образом, Россия снова получает статус монополиста.
В данной ситуации важно вспомнить об украинской газотранспортной системе. Еще до ценовых уступок премьер Николай Азаров жаловался на нежелание европейских партнеров помогать модернизировать украинскую газотранспортную систему. «Почему эта система, которая имеет стратегическое значение для Европы, не вызывает интереса у европейцев? Почему Украина должна в одиночку нести эти затраты? В таком виде она Украине просто не нужна», — заявил он.
Действительно, украинскую трубу не модернизировали уже 30 лет, и в такой ситуации речь идет не так о расширении ее потенциала, как о банальном плановом ремонте. Ранее министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий отметил, что Украина не будет отказываться от идеи сотрудничества с европейскими банками касательно получения кредитного финансирования для модернизации ГТС. А в январе Украина вернется к переговорам с Европейским Союзом и Россией касательно создания консорциума по управлению украинской трубой. «У нас есть наработки, как со стороны Еврокомиссии, так и со стороны наших российских партнеров», — сказал Ставицкий. Но 17 декабря глава Газпрома Алексей Миллер заявил журналистам, что российского монополиста не интересует вариант трехстороннего консорциума по управлению украинской трубой.
Важно отметить, что задача Украины, ввиду совместной активности России и Европы по реализации проекта «Южный поток» заключается в том, чтобы активно отстаивать интересы своей трубы, которая обойдется дешевле всем. Это принципиальный вопрос для Киева, ведь «Южный поток» — реальная угроза транзитным объемам, которые сегодня Россия пока качает через отечественную ГТС. Если отбросить политическую составляющую вопроса, как Европе, так и России выгоднее вложить в модернизацию украинской ГТС, чем тратится на дорогой обходной газопровод, цена которого в десять раз превышает модернизацию и не оправдывает себя получаемой в конечном счете пропускной способностью.
Все было бы так просто, если бы не особая природа газовых отношений Украины, России и Европы. Порой, в них больше политики, чем экономики. Одни лишь финансово необоснованные обходные газопроводы, реализуемые Россией и, как-никак, поддерживаемые Европой, чего стоят. Цифры говорят сами за себя: в случае строительства «Ямал-Европа-2» общие транзитные мощности из России в Европу составят 387 млрд кубометров. Оправданно ли это с учетом ежегодного объема импорта в страны ЕС на уровне 140-150 млрд, долго гадать не приходится. При этом украинская ГТС при минимальной модернизации могла бы прокачивать 140 млрд кубометров газа в год.
Практика и опыт показывают, что экономический аргумент не всегда является главным в газовой политике Москвы. Случай с «Южным потоком» — яркий пример этому. Последняя ценовая уступка способна посеять надежду, что Россия все-таки сделает ставку на транзит через украинскую территорию, но северного соседа всегда интересовала возможность контроля над нашей трубой. В данной ситуации Украине важно добиться однозначной позиции России в этом вопросе: готовности участвовать в трехстороннем консорциуме по управлению украинской трубой. Лишь тогда Украина сможет и удержать ГТС, и уберечь ее от сдачи на металлолом.
Несмотря на неоднозначную ситуацию в украино-европейских отношениях, сегодня в ЕС сложились условия, которые способствуют формированию энергетической безопасности Украины. Еврокомиссия уже отправила Газпрому сообщение о том, что двухсторонние соглашения касательно проекта «Южный поток» нарушают законодательство ЕС, а также пообещала придать огласке результаты антимонопольного расследования против российского монополиста. Кроме того, в перечне проектов, которые вызывают общий интерес и ЕС, и Энергетического сообщества, есть модернизация украинской ГТС.
Поэтому для украинского руководства сегодня горячая пора и на Западе, и на Востоке. Только лишь конкретные шаги нашей страны в данном вопросе способны гарантировать достаточную загрузку отечественной ГТС. При этом важно помнить, что в текущем году состоятся выборы в Европарламент, которые могут повлечь за собой изменение состава Еврокомиссии. Следовательно, есть риск изменения приоритетов политики ЕС на Востоке.
Да и в отношениях с Москвой расслабляться не стоит. Размер нынешней скидки на газ может меняться, да и неизвестно пока, чем Украина «заплатила» за такую щедрость северного соседа. Необходимо вспомнить, что до приостановления Украиной евроинтеграции во время множества раундов переговоров Киева и Москвы по поводу снижения стоимости газа, последняя заявляла, что Украине необходимо предложить альтернативную выгоду России, а не просто требовать от соседей терять прибыль. Благо, если 17 декабря Россия повелась только на экономически вынужденное для Украины приостановление политического сближения с ЕС. Но Владимир Путин заявлял, что даже не обсуждал с Виктором Януковичем возможности интеграции Украины в Таможенный союз.
Президент России прокомментировал газовые договоренности от 17 декабря следующим образом: «Во всяком случае, мы считаем, что это временное решение. Имея в виду, что долгосрочные, долговременные договоренности должны и будут достигнуты. Это касается и поставок газа на Украину, это касается и обеспечения бесперебойного транзита российским потребителям в Европе». Владимир Путин заявил, что Россия готова и дальше идти навстречу Украине, но перед обеими сторонами стоит задача выработать действительно эффективную и долгосрочную схему взаимодействия.
Таким образом, газовый вопрос Украины нельзя считать закрытым. Остается неизвестной судьба отечественной трубы, а вместе с этим и статус Украины как транзитера 60% российского газа в Европу (именно столько российского экспорта идет через украинские газотранспортные мощности). Кроме того, даже при скидке с российской стороны Киеву необходимо становиться независимым субъектом международных отношений в целом и энергетических в частности. Это значит, что нужно учиться обеспечивать себя топливом самостоятельно и сохранить тот мизерный прогресс на этом пути, который украинское руководство заложило в прошлом году.
Речь идет о наращивании разработок газовых месторождений на шельфе Черного моря, за счет которых внутренняя добыча газа выросла с 20 млрд м3 в 2012 году до 21 в 2013. Необходимо продолжать развитие проектов освоения сланцевых месторождений и делать шаги по снижению газопотребления. Только таким путем Украина добьется большей весомости на международной арене и сможет в полной мере использовать все выгоды своего геополитического положения.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.