Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Лица и даты уходящего года: время подводить итоги

30 декабря 2013, 08:00 1

2013-й оказался на удивление насыщенным резонансными политическими событиями, по накалу страстей превзойдя даже год парламентских выборов. Слово «кризис» звучало чаще обычного как в отношении экономики, так и в политическом контексте. Для многих 2013-й стал годом несбывшихся ожиданий и нереализованных амбиций, для некоторых – годом политических открытий и сюрпризов. В любом случае – скучать не приходилось…

И раз уж на отрывном календаре осталось всего несколько страниц, вспомним самые яркие события уходящего года и тех, благодаря кому он еще долго не забудется.

Личности

Карьера – мечта курьера, железный канцлер и оппозиция с кулаками

Накануне Нового года СМИ уже традиционно берутся за составление различных рейтингов и определение самых влиятельных, состоятельных, обаятельных… Нижеизложенное таковым не является – скорее, это тройка тех, кто удивил и открылся с новой стороны. И да – безусловно, на их месте могли бы быть другие, в не меньшей степени заслуживающие лишнего упоминания.

1. Сергей Курченко. Более стремительного восхождения на «украинский олимп» еще, пожалуй, не было. Тем более что на дворе уже далеко не 90-е и время первоначального накопления капитала (ставшее одновременно и временем его окончательного накопления) осталось далеко в прошлом.

Какая-то очень «американская» история 27-летнего парня, за считанные годы прошедшего путь от курьера до миллиардера, шокировала Украину. Для рессентиментного типа сознания украинцев нет, пожалуй, ничего страшнее таких историй – неудивительно, что даже в родном Харькове к «младоолигарху» отнеслись настороженно.

Первой громкой покупкой Курченко стал футбольный клуб «Металлист», приобретенный у бизнесмена Александра Ярославского. Рассчитывать на какие-либо финансовые выгоды от такой инвестиции было бы абсурдно, а вот в плане приобретения социального капитала – шаг верный.

На покупке клуба самый юный из отечественных олигархов не остановился: подконтрольная Курченко группа «ВЕТЭК» стала мощным игроком на нефтегазовом рынке, после чего взялась за облэнерго и шахты. Чтобы загадочный бренд «Курченко» был правильно представлен в информационном пространстве, 21 июня был приобретен медиахолдинг Бориса Ложкина «UMH group».

Еще в январе-феврале 2013-го народная молва начала связывать Курченко с Александром Януковичем, мол, и деньги у молодого харьковчанина не свои, а «семейные». Даже если это так, 2013-й год и «феномен Курченко» показал, что высшая лига украинского бизнеса не такая уж и закрытая. В стране, где бизнес сросся с политикой (с другой стороны – а бывают ли государства, где это не происходит?), можно ожидать и не таких сюрпризов.

В любом случае, первая половина 2013 года прошла под знаком Сергея Курченко: пожалуй, не было и дня, чтобы в СМИ не появлялась какая-нибудь новость о новой покупке 27-летнего «младоолигарха». И нетрудно догадаться, какие желания в новогоднюю ночь теперь загадывают все курьеры страны…

2. Николай Азаров. Если бы каждый раз, когда Николаю Яновичу прочили отставку, ему платили бы по 5 центов – мог бы без проблем купить «империю» Курченко. Собственно, набирающим силу «младоолигархам» всю первую половину 2013 года и приписывали особое недовольство кандидатурой премьера.

После Вильнюсского саммита и разгона «евромайдана» разговоры об отставке премьера велись с удвоенным энтузиазмом. Опьяненные революционным экстазом, оппозиционеры поверили в возможность «бунта олигархов уже сегодня», вернулись в заведомо проигрышное правовое поле и попытались в Раде инициировать отставку Азарова – затея с треском провалилась. А ведь в «уряді національної гідності» уже и портфели делить начали…

Столько политиков из первого эшелона с нетерпением ждут осечки Азарова, а он все не дает повода позлорадствовать. Долгое время считалось, что Азаров – «крепкий хозяйственник» без собственных политических амбиций, не ведущий никакой своей игры.

Почему-то кажется, что это просто образ, приправленный комично-гротескным произношением украинских слов, убаюкивающий всех и вся, мол, не воспринимайте меня всерьез. А стоило бы: ни один из украинских премьеров не занимал свой пост так долго – в марте 2014-го Азаров имеет все шансы установить рекордную планку на отметке четырех лет.

3. Виталий Кличко. Три оппозиционные фракции, три лидера, те самые три гетмана из поговорки. Именно Кличко, подстегиваемый своим ближайшим окружением, в 2013 году решился в одностороннем порядке публично обозначить свои президентские амбиции. Сделано это было неуклюже и второпях, но первый раз – оно всегда так…

Демократы объединяются только перед расстрелом – собственно, и лидер «УДАРа» перестал сторониться «дурной компании» только в разгар «евромайданных» событий, а весь 2013 год тщательно оберегался своими технологами от возможного влияния «антирейтинга» Тягнибока и Яценюка.

Так или иначе, Кличко продолжает гнуть свою линию, донося до партнеров, оппонентов, спонсоров и избирателей один и тот же месседж: «Я буду основным кандидатом от оппозиции в 2015-м». Стратегия рискованная, но оправданная.

Для экс-чемпиона мира по боксу 2013 год был особенным – никогда ему еще не приходилось так много времени уделять политическим будням. Если верить содержимому переписки лидера «УДАРа», политика – не самое любимое занятие для Кличко. Найдет ли он в себе силы продержаться все 12 раундов?..

События

Царская милость, русский бунт и испытание силой

Определить три ключевых, знаковых события во внутриполитической жизни Украины, пожалуй, еще сложнее, чем выбрать тройку из экономико-политического бомонда. Если 2012-й был годом «правовой политики», то 2013-й будто бы перенес страну в параллельный мир, в другое измерение, где политика творится на улице, а ее инструментарий – толпа, сила и манипуляции.

1. Помилование Юрия Луценко. Однако соблюдая хронологию, начать хотелось бы с действительно знакового события – президентского помилования Юрия Луценко. Указ, подписанный главой государства 7 апреля, был воспринят одновременно как проявление силы, знак европейским партнерам и призыв к примирению для оппозиции.

То, что Луценко – уже не тот, заметили практически сразу. Умеренная критика власти, недовольство действиями оппозиции, создание собственного проекта «Третья республика»

Однако экс-министра МВД сложно в чем-то обвинить: у «тепличных оппозиционеров» типа Арсения Яценюка подобный экзистенциальный опыт отсутствует напрочь. Луценко же за годы заключения из «партийного перебежчика» и «министра вендетты» вдруг превратился в «моральную икону нации», которую нельзя критиковать, даже если она мешает. Пришлось оппозиционным лидерам потесниться, хотя вряд ли кто-то из них обрадовался освобождению Юрия Витальевича…

2. Врадиевский бунт. Трагедия Ирины Крашковой и безнаказанность виновников заставила украинцев из богом забытого пгт не просто надеть сине-желтые ленточки или «пообурюватися» в социальных сетях, а перенести современную Украину в эпоху крестьянских восстаний. Случилось то, на чем паразитируют политтехнологи Олега Ляшко, – люди взяли вилы и пошли на штурм.

В ночном штурме райотдела гораздо больше искреннего гнева и угрозы для власти как таковой, чем в последующем политическом фарсе. «Врадиевское шествие», увы, стало настоящим посмешищем: торговля знаменем протеста и циничный PR от народных депутатов могли вызвать только какое-то брезгливое неопределенное чувство…

Однако сигнал людям был подан четко: политика может твориться на улице с применением силы. Государство – не безликий и всесильный Левиафан, с ним можно бороться вне установленных им же правил.

3. Штурм Администрации Президента. Безусловно, «Евромайдан» войдет в отечественную историю. Но именно штурм и захват административных зданий, потасовки на Банковой и обоюдное применение силы отличают его от Майдана-2004, «Налогового майдана», «Языкового майдана» и прочих мирных акций протеста.

В шаблонных речах оппозиционных политиков много говорилось о «новом качестве политики» – события 1 декабря как раз это «новое качество» и открыли. Вот только в этом альтернативном измерении политики места отечественным оппозиционерам не нашлось бы (разве что за исключением Олега Тягнибока).

Потому и последовал откат к «мирному протесту», пережевыванию одних и тех же лозунгов и сублимационному «Слава нації – смерть ворогам!». Через 100 лет никто не станет с пеной у рта доказывать, что памятники Яценюку необходимо уничтожить – не будет предмета спора, ведь у доморощенных «революционеров» кишка оказалась тонка.

***

Неслучайно было сказано, что 2013-й стал годом чего-то «несбывшегося». Подписание договора об ассоциации с ЕС, отъезд Юлии Тимошенко на лечение, проведение выборов в Киеве – всем этим украинцы будут грезить уже в году синей деревянной лошади.

А вот черная змея 13-го, помимо всего прочего, отравила не только наше политическое сознание, привнеся в него опаснейшие анархистские плоды, но и наш язык.

Чего только стоят «тушки» (тушечный дискурс первого полугодия был обусловлен очередной массовой миграцией народных депутатов из фракции «Батькивщина») и «титушки» (провокаторы, злодеяния которых настолько ужасны и повсеместны, что любой свой промах следует списывать на них).

Сложный год изнуряющего ожидания чего-то подходит к концу. Так много событий – кого-то посадили, кого-то выпустили, кто-то уехал, кто-то остался, – а провожает Украина 2013-й примерно на тех же позициях, что и год назад. Вечные темы – вечные споры…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях