Пока на саммите в Астане Украина боролась за статус наблюдателя в Таможенном союзе, мотивируя это необходимостью защиты интересов украинских производителей на рынках России, Беларуси и Казахстана, официальный Киев предпринял очередные шаги по эскалации торговых отношений с Россией.
На этот раз правительство решило ограничить импорт в Украину медицинского стекла и объявило о намерении продлить антидемпинговые меры в отношении минеральных удобрений.
Таким образом, длинный список торговых ограничений пополнился еще двумя товарными позициями.
Напомним, что Россия в свое время ограничивала импорт украинских труб, арматуры, оцинкованного проката, кондитерских изделий, швеллера, крепежа.
В настоящее время действуют антидемпинговые ограничения в отношении импорта отдельных видов труб, прокатных валков и полиамидных нитей. Кроме того, проводятся защитные расследования в отношении импорта фарфоровой посуды, комбайнов, химических тканей, по завершению которых украинские производители данной продукции также могут пострадать.
Украина «отвечала» ограничениями на российские автомобили, стекло, ДВП, электролампы, стрелочные переводы, спирт.
Кстати, по мнению специалистов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Украина занимает «почетное» третье место (после ЕС и США) в списке стран, применяющих наибольшее количество ограничений в отношении российских товаров.
Официальная версия: применение ограничений это вынужденная мера, связанная с необходимостью защиты отечественного производителя, страдающего от недобросовестного или массированного импорта.
Двустороннее украинско-российское соглашение о свободной торговле разрешало применять ограничения лишь в том случае, когда импорт товара осуществлялся в таких количествах, или на таких условиях, которые наносили ущерб местным производителям аналогичной продукции.
В конце 90-х годов прошлого века сначала в России, а потом в Украине было принято национальное законодательство по защите от недобросовестной конкуренции и от массированного импорта.
В Украине оно известно под условным названием «антидемпинговый кодекс» и включает в себя три закона: «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субсидируемого импорта», «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину».
Схожесть экономик Украины и России лишь усиливала конкуренцию между производителями, и, как следствие, увеличивалось количество торговых ограничений.
Хотя, следует отметить, что, невзирая на длинный список ограничений, они не оказывают существенного макроэкономического влияния на состояние экономик Украины и России. Так, при общем товарообороте около 45 млрд. долл. США, торговые ограничения находятся на уровне 1-2 млрд. долл., т.е. на уровне 2-4% от товарооборота, что вполне допустимо.
Однако, необходимо уточнить, что применяемые ограничения могут крайне негативно влиять на отдельные отрасли или предприятия. Особенно это касается тех предприятий, которые были традиционно ориентированы на рынки соседних государств и после применения торговых ограничений оказались неспособны диверсифицировать свой экспорт.
За последние годы в системе внешней торговли Украины произошел ряд важных изменений, которые могут оказать непосредственное влияние на последующую практику применения торговых ограничений между Украиной и Россией.
Прежде всего, необходимо учитывать изменения внешнеторгового режима, связанные с формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. В рамках создания единого внутреннего рынка товаров и услуг эти государства договорились о совместном применении защитных мер и передали соответствующие полномочия наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии. Вследствие чего российские ограничения на импорт украинских товаров были распространены на Беларусь и на Казахстан.
Следующим важным изменением является присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО). Теперь украинско-российский «торговые войны» будут регулироваться не только национальным законодательством и двусторонними договоренностями, но и многосторонним торговым соглашением.
Важно отметить, что соглашения ВТО достаточно жестко регулируют вопрос применения торговых ограничений, кроме того в рамках ВТО существует механизм урегулирования торговых споров, который может быть использован в том случае если наши страны не найдут взаимопонимания на двустороннем уровне.
Это является важным фактором, поскольку ВТО, фактически, устанавливает наднациональную юрисдикцию при разрешении торговых конфликтов.
На практике, механизм урегулирования торговых споров позволяет устанавливать окончательное решение в рамках того или иного торгового спора независимым экспертам, обладающим необходимым опытом и квалификацией.
Такие лидеры мировой торговли как ЕС, США, Китай активно пользуются этим инструментом ВТО. В частности, по состоянию на сегодня США принимает участие в 224 торговых спорах (как заявитель или как отвечающая сторона), Европейский Союз – в 161-м, Китай – в 41-м.
Украина за 5 лет членства в ВТО приняла участие в 4-х торговых спорах. При этом, в трех случаях из четырех, Украина являлась заявителем, выступая против ограничений вводимых Арменией (в отношении табачных изделий и спиртных напитков), Молдовой (в отношении экологического сбора с упаковки) и Австралией (в отношении маркировки табачных изделий).
Третьим, и пожалуй наиболее важным фактором, влияющим на украинскую внешнеторговую политику (и как следствие на торговые отношения с Россией) станет подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и создание зоны свободной торговли.
Вследствие этого шага Украина либерализирует значительную часть своей внешней торговли. Фактически, около 80% украинского внешнеторгового товарооборота будет осуществляться в режиме свободной торговли. Украина будет единственным государством на территории Евразии, имеющим режим свободной торговли с 28-ю государствами ЕС (с 1 июля 2013 г. Хорватия присоединяется к ЕС) и с 10-ю государствами СНГ.
Безусловно, нашим предприятиям следует ожидать усиления конкуренции на внутреннем рынке.
В этом контексте российские чиновники уже заявляют о своих опасениях. По их мнению, создание зоны свободной торговли с ЕС откроет двери в Украину перед европейскими производителями, которые будут вытеснять украинскую продукцию с отечественного рынка, вследствие чего она устремится на менее конкурентные рынки России, Беларуси и Казахстана и составит дополнительную конкуренцию местным производителям. В связи с этим уже звучат заявления о возможных в будущем новых торговых ограничениях в отношении украинских товаров.
При этом российское руководство, как правило, забывает упомянуть, что, судя по ассортименту украинских и российских торговых центров и супермаркетов, наши рынки и так уже «завоеваны» иностранными производителями (в большинстве случаев не европейскими).
Рассмотрим следующий пример.
В прошлом году Таможенным Союзом России Беларуси и Казахстана было начато защитное расследование в отношении импорта фарфоровой посуды.
Несмотря на то, что около 90% импорта посуды приходится на Китай, расследование было начато в отношении всех стран, в том числе и Украины. Таким образом, в случае, если по результатам расследования будут введены ограничительные меры, то они коснутся и украинских предприятий, которые традиционно поставляли свою продукцию в Россию и не имеют никакого отношения к истинным «виновникам» возросшего импорта посуды в государства Таможенного Союза.
Поскольку ситуация с импортом посуды в Украине мало чем отличается от соседей (у нас также около 90% рынка принадлежит китайским товарам), Украина в мае 2013г., также, объявила о проведении аналогичного специального защитного расследования в отношении импорта фарфоровой посуды. И также, под расследование попали производители из России и Беларуси, хотя настоящие причины возросшего импорта в Украину фарфора находятся вовсе не в этих странах.
Как следствие, вместо того, чтобы развивать двустороннюю торговлю и получать выгоды от расширения рынков и улучшения условий доступа на них товаров, мы будем применять взаимные ограничения в торговле, что в результате не принесет пользы ни украинским ни российским производителям.
Намного эффективнее было бы предпринять совместные шаги по защите от истинных виновников в ситуации, сложившейся на рынках фарфоровой посуды в Украине, России, Беларуси.
В этом контексте не лишне будет вспомнить, что Таможенный Союз также активно ведет переговоры о либерализации своей внешней торговли. В настоящее время Москва, Минск и Астана совместно ведут переговоры о свободной торговле с Вьетнамом. А буквально на днях Президентом Беларуси было объявлено о проработке вопроса по заключения договора о зоне свободной торговли между Таможенным Союзом и Индией.
Все это наглядно демонстрируют, что на данном этапе в системе мировой торговли доминирует тренд на постепенное устранение тарифных барьеров между государствами. Чего только стоит перспектива создания трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и США.
Безусловно, такие глобальные изменения не могут не оказать влияния и на украинскую экономику.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия мы будем наблюдать уменьшение степени влияния тарифных ограничений, либерализацию рынков и усиление конкуренции.
Это большой вызов для украинских производителей, но вместе с тем и большие возможности.
Насколько эти возможности будут реализованы, зависит, в том числе, и от грамотного использования инструментов торговой защиты.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.