Проблема качества топлива на украинских АЗС далека от своего решения. До 2015 года у операторов украинских АЗС остаются законные основания заливать в баки машин откровенную «бодягу», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Топливо низкого качества можно будет продавать в Украине на законных основаниях до конца 2015 года. Минэнерго предложило продлить действие в стране стандарта «Евро-3», пишет «Коммерсант-Украина».
Министерство энергетики и угольной промышленности предложило правительству утвердить технический регламент «О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу», который закрепляет ряд существенных поблажек относительно качества для продавцов топлива. В частности, документ разрешает до конца 2015 года продавать топливо, соответствующее стандарту «Евро-3», и до 31 декабря 2017 года — топливо марки «Евро-4». В странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Документ не регламентирует срок введения в Украине стандарта «Евро-5». А для госрезерва можно будет закупать топливо хуже «Евро-3».
Стандарты «Евро-4» и «Евро-5» должны были вступить в силу еще в июле прошлого года. Три из шести украинских НПЗ — Кременчугский, Лисичанский и Одесский — уже провели необходимую модернизацию, чтобы соответствовать этим требованиям.
Член набсовета НАК «Нафтогаз Украины» Константин Бородин отмечает, что очередной перенос вступления в силу более высоких стандартов необходим для того, чтобы не закрывать государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод, на модернизацию которого у «Нафтогаза» нет средств. Помимо этого, топливо стандарта «Евро-3», по данным Минэнерго, производится также на принадлежащих группе «Приват» Дрогобычском и Надворнянском НПЗ, поскольку владельцы так и не смогли их модернизировать, а также импортируется из России.
Напомним, что в своем ежегодном послании президент Виктор Янукович отметил, что в 2012 году наибольший спад наблюдался в нефтепереработке – в первую очередь, за счет сокращения выпуска продукции на нефтеперерабатывающих заводах на 44,7%. «Украинские НПЗ, которые в 1990 году обеспечивали первичную переработку 59 млн т нефти, в 2011 году переработали 9 млн т сырья, а в 2012 году – только 4 млн т», – говорится в документе.
Одновременно, по данным Госстата, в 2012 году импорт нефтепродуктов вырос на $1 млрд, почти до $9 млрд. По мнению Виктора Януковича, вывести нефтеперерабатывающую промышленность из кризиса позволит введение квот на импорт нефтепродуктов,
Миндоходов в свою очередь собирается контролировать качество топлива на границе, а налоговым агентом выступит соответствующая АЗС. Впрочем, для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлива в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами.
Минфин ранее вынес на рассмотрение Кабинета Министров законопроект о повышении акцизного сбора на бензин и дизтопливо сразу на 50%. В ведомстве считают, что это позволит найти средства на ремонт дорог и приведет к подорожанию дизельного топлива всего на 10-15 копеек. Однако в результате бензин может подорожать на 2 грн за литр, ожидают участники рынка.
Справка. С июля 2012 года в Украине начали действовать стандарты «Евро-4» и «Евро-5», однако в том же месяце использование «Евро-2» и «Евро-3» было продлено до 1 июля 2013 года.
В марте 2013 года экспертно-аналитическая группа по регулированию нефтерынка вновь поставила перед Минэнерго вопрос о продлении стандарта «Евро-3» до 2018 года.
Комментарии
1Краще б покинули цей світ такі бензинові королі як Стьопа Івахів і Ігорь Єремеєв, які наживаються на подобних мутках. А з бінзіном, ми якось самі розберемось