Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперт: Трансфертное ценообразование — это начало борьбы с выводом капиталов и минимизацией налогообложения

8 июля 2013, 14:29 0

Внедрение трансфертного ценообразования — это начало работы по борьбе с выводом доходов за пределы Украины, по борьбе с минимизацией или уклонением от налогообложения и т. д. Об этом в эксклюзивном комментарии Inpress.ua рассказал заслуженный экономист Украины, экс-народный депутат Алексей Плотников.

«Я не идеализирую этот закон, однако его принятие, несомненно, позитивно, потому что он подрывает традиционные схемы минимизации или ухода от налогообложения в Украине. Мне здесь важен принцип того, что это началось, это пошло. Я знаю, что очень тяжело он шел, что пару лет проходил разные инстанции, и то, что он уже был вынесен в сессионный зал, это очень позитивно», — отмечает Алексей Плотников.

Напомним, что Верховная Рада 4 июля 321 голосом приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании» (№2515).

Принятый парламентом законопроект о налогообложении трансфертного ценообразования находится полностью в русле ряда международных документов. В Украине после подписания принятого документа главой государства пороговой суммой дохода для контроля трансфертных цен будет 50 млн грн (1,5 млн долл.) с обеих сторон за календарный год. В других странах таким пороговым значением являются:

— в России: 30 млн долл.;

— в Польше: 60 тыс. долл.;

— во Франции: 400 млн евро.

Во Франции, Германии и Нидерландах трансфертное ценообразование может быть бесконтрольным, пока не поступит специальное требование налоговых органов о предоставлении данных и проведении проверки честности компаний в области декларации своих доходов.

Таким образом, Украина уже обогнала часть развитых стран ЕС в области совершенствования налогового законодательства и борьбы с уклонением от уплаты налогов крупными компаниями.

Отметим, что, по мнению экспертов, закон о трансфертном ценообразовании существенно упростит документооборот Министерства доходов и сборов, а также крупных налогоплательщиков. «Согласно новой редакции, крупные плательщики налога обязаны предоставлять расширенную информацию по контролируемым операциям не до 1 мая, а в течение двух месяцев с момента получения запроса. Это должно облегчить документооборот как для Миндоходов, так и для крупных плательщиков налога», — сказал юрист юридической компании «Ильяшев и Партнеры» Андрей Сидоренко.

Эксперт также отметил, что позитивное влияние на бизнес будут иметь такие положения закона, как включение в перечень контролированных всех операций со связанными лицами-нерезидентами независимо от суммы операций в течение года, а также ограничение круга контролируемых операций со связанными лицами-резидентами.

При этом ограничение по сумме операций в 50 млн грн в год применяется только для нерезидентов, где ставка налога на 5% ниже, чем в Украине. Перечень таких территорий должен отдельно утверждаться Кабинетом Министров.

Что касается бюджетного возмещения НДС с помощью векселей, по словам экс-парламентария, это не самый идеальный способ возмещения НДС, но, в принципе, здесь позитивно, что правительство работает в этом направлении. «Естественно, здесь сохраняется субъективный налет, естественно, кто-то будет получать живые деньги, кто-то векселя. Это существует, здесь нельзя от этого уйти, но здесь также важен сам факт того, что ведется работа по тому, чтобы НДС все-таки возмещался», — подчеркивает Алексей Плотников.

Реалистичность опасений, что векселя будут покупаться с дисконтом, зависит от того, кому их будут выдавать, а дальше — право получателя векселя, что с ними делать: ждать, когда его возместят, расплатиться за что-либо или начать им торговать.

По словам Алексея Плотникова, в целом практика НДС-векселей распространена в мире, но там немного иные механизмы возмещения.

Отметим, что возмещение НДС в 2013 году предусмотрено в объеме 59,5 млрд грн. Бюджетное возмещение НДС в минувшем году выросло на 3,2 млрд грн, или на 7,4% — до 46 млрд грн, в том числе в автоматическом режиме было возмещено 23,19 млрд грн, или 50,5%.

Отметим, что в конце ноября-2012 глава совета Федерации работодателей Украины, украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ заявил, что задолженность по возмещению НДС перед субъектами хозяйствования достигает около 40 млрд грн (неуплата и невозврат).

В декабре 2012 года, тогда еще глава Госналогслужбы Александр Клименко сообщил, что объем задолженности перед субъектами хозяйствования по возмещению НДС не превышает 5,5 млрд грн и в судебном порядке оспариваются еще около 13 млрд грн. В марте 2012 года уже министр доходов и сборов Александр Клименко оценил предварительный объем заявок бизнеса на казначейские векселя на уровне 17 млрд грн. По экспертным данным, на вторичном рынке доходность НДС-облигаций с дюрацией около года на данный момент составляет примерно 13% годовых.

Напомним, что ранее в Миндоходов пояснили нюансы возмещения НДС с помощью векселей. Введение финансовых казначейских векселей, с одной стороны, позволит упростить и ускорить процедуру возмещения НДС для налогоплательщиков, с другой — поможет частично снять нагрузку с бюджета.

«В связи с введением инструмента финансовых казначейских векселей Миндоходов не только не снизит контроль за чистотой декларирования, но и усилит работу по предупреждению формирования фиктивного налогового кредита для возмещения НДС. Современные аналитические методы и объединение налогового и таможенного аудита позволяют министерству усилить меры борьбы со случаями налоговых мошенничеств с целью минимизации налоговых обязательств или уклонения от налогообложения, в т. ч. по предупреждению незаконного возмещения из бюджета НДС», — подчеркнул глава министерства Александр Клименко.

Учитывая общественный резонанс вокруг вопроса введения векселей для возмещения НДС, Миндоходов считает целесообразным подчеркнуть следующее.

Во-первых, получение налогоплательщиками бюджетного возмещения путем выдачи финансовых казначейских векселей базируется на принципе добровольности. То есть сами плательщики смогут определять, в какой форме получать бюджетное возмещение: деньгами или векселями. Ведь возмещение осуществляется по заявлению налогоплательщика.

Во-вторых, такая возможность не распространяется на автоматическое бюджетное возмещение, будет проводиться, как и сейчас, только денежными средствами. Бюджетное возмещение НДС путем оформления финансового казначейского векселя предлагается проводить только для тех плательщиков, которые не получили право на автоматическое бюджетное возмещение, поскольку не соответствуют установленным Налоговым кодексом критериям. Выдача финансового казначейского векселя приравнивается к выдаче налогоплательщику суммы бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на счет налогоплательщика.

В-третьих, такая возможность предложена как временная, до 1 января 2014 года. До этого периода налогоплательщик имеет право по собственному желанию получить в счет бюджетного возмещения НДС финансовые казначейские векселя. Ведение реестра векселей осуществляется Госказначейством. Срок обращения векселей — до 5 лет, доходность векселей — 5% годовых. Выплата дохода по векселям будет происходить в момент их предъявления к оплате органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств. Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, разделяется на равные части, на каждую из которых будет оформляться отдельный вексель со сроком платежа от одного до пяти лет.

В-четвертых, согласно законопроекту, налогоплательщик вправе уплачивать суммы согласованных денежных обязательств (налоговые обязательства, налоговый долг), уплачиваемых в госбюджет, путем предъявления для оплаты финансового казначейского векселя (не ранее наступления срока платежа, определенного в векселе).

Как ранее сообщал Inpress.ua, 4 июля Рада со второй попытки разрешила правительству реструктуризировать фактическую бюджетную задолженность по определяемым правительством расходам госбюджета, возникшую по состоянию на 1 января 2013 года, путем выдачи казначейских финансовых векселей.

Законом установлено, что до 1 января 2014 года органы, осуществляющие казначейское обслуживание бюджетных средств, на основании полученных заключений соответствующих органов государственной налоговой службы с указанием сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, могут по заявлению плательщиков налога выдавать им указанные в заключениях суммы бюджетного возмещения путем выдачи финансовых казначейских векселей. С целью приведения в соответствие с нормами Закона Украины «О бюджете на 2013 год» предлагается установить, что сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства платится в общий фонд государственного бюджета.
В законе предусмотрено предоставить право Кабмину реструктурировать фактическую бюджетную задолженность по определенным им расходам государственного бюджета, возникшую по состоянию на 01.01.2013 года в установленных им объемах, путем выдачи финансовых казначейских векселей сроком обращения до 5 лет, с доходностью, не превышающей 5%. Право выдачи таких векселей предоставить органам, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств.

Напомним, что с 1 января 2013 года вступили в силу положения Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования администрирования налогов и сборов», которые предусматривают введение финансового векселя для оформления задолженности, в частности бюджетной. Верховная Рада Украины 18 апреля приняла в первом чтении проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры по финансовым векселям».

Напомним, 14 июня в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект депутата Валерия Омельченко, который должен разрешить правительству оформить долги в 2013 году финансовыми казначейскими векселями с доходностью до 5%. Это уже третий поданный в Раду законопроект, принятие которого позволит начать оформление векселей.

Ранее, 14 мая, Верховная Рада не поддержала в первом чтении и в целом проект закона «Про внесение изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» (о совершенствовании процедуры относительно финансовых векселей).

В тот же день парламент принял в первом чтении проект закона «Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины» (о совершенствовании процедуры относительно финансовых векселей, №2847).

Как ранее сообщал Inpress.ua, экономические эксперты в целом позитивно оценили законопроект и внедрение «вексельной реформы». Так, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, если Верховная Рада примет закон про финансовые векселя, то рост промпроизводства на конец текущего года может достичь 5-6% (в мае 2013 года этот показатель снизился на 9,3%), а если нет, то будет наблюдаться падение на уровне 1-2% за весь год. По предварительным данным, выпуск НДС-векселей также позволит избежать формального роста госдолга.

Со своей стороны исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE-Ukraine» Дмитрий Боярчук уверен, что введение финансовых казначейских векселей поможет частично снять нагрузку с бюджета, а также несколько упростить возврат НДС.

Кроме того, по мнению главы правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, появление финансовых казначейских векселей улучшит ликвидность на финансовом рынке и позволит активизировать кредитование экономики. Данная ценная бумага будет интересна как для расчетов между предприятиями, так и в осуществлении некоторых банковских операций.

Как отметил банкир, банкам казначейский вексель также будет интересен, поскольку поможет снизить риски при некоторых операциях. Кроме того, банкир предполагает, что Национальный банк сможет осуществлять рефинансирование финансовых учреждений под залог этих веселей, как сегодня происходит с ОВГЗ.

Ранее некоторые эксперты высказывали мнение, что финансовый казначейский вексель предприятия смогут продать с огромными дисконтами до 40-60%, из-за чего будут терять значительную часть денег. Дмитрий Гриджук с таким мнением не согласен. «Дисконты будет диктовать рынок — многое будет зависеть от ликвидности такого инструмента, как он будет воспринят рынком. Тем более, нужно учитывать, что это все-таки правительственный долг, поэтому дисконты не будут большими. При некоторых операциях он вообще может быть нулевым. Но об этом можно будет говорить более конкретно, когда эти бумаги появятся», — сказал банкир.

Cправка

Трансфертное ценообразование — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях