Россия продолжает активно запугивать Украину тяжелыми финансовыми убытками в случае подписания Киевом Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В среду, 21 августа, советник президента России Сергей Глазьев, отвечающий за евразийскую экономическую интеграцию, в ультимативной форме предупредил, что если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Россия прекратит с ней отношения в режиме свободной торговли. Если угрозы Глазьева будут реализованы, это может стоить украинской экономике до 1,2% ВВП в год. Однако украинские экономисты полагают, что позитивный эффект от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС перекроет эти потери, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Сегодня между Украиной и Россией действует режим свободной торговли. Это значит, что при ввозе в Россию подавляющего большинства украинских товаров они облагаются нулевой импортной пошлиной (и наоборот). Условия для ввоза товаров в Россию из других стран – не имеющих с ней зон свободной торговли – куда жестче. Размер средневзвешенной импортной ставки России для стран-членов ВТО в 2011 году – 9,4%, говорится на сайте этой организации (последние доступные данные), пишет издание Forbes.ua в статье «Во сколько Украине обойдется выход России из зоны свободной торговли».
Российское агентство «Прайм» со ссылкой на Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) пишет, что даже в случае изменения таможенного режима с Украиной условия для торговли с ней будут не хуже, чем с другими странами – членами ВТО. То есть размер импортной пошлины для украинских товаров будет составлять в среднем те же 9,4%.
В прошлом году Украина поставила соседям товаров на $17,6 млрд. Если допустить, что сегодня все 100% украинской продукции в Россию поставляются по нулевой ставке, то, разорви Россия договор о зоне свободной торговли с Украиной, размер импортных пошлин, уплаченных с отечественных товаров в российский бюджет, составил бы $1,65 млрд (чтобы не поднимать цены и не потерять долю рынка, украинским компаниям придется взять эти расходы на себя). Это – около 0,9% ВВП Украины за прошлый год.
Этим потери могут не ограничиться. Из трех стран Таможенного союза сегодня членом ВТО является лишь Россия. Но если она решит повысить импортные пошлины на продукцию из Украины до уровня ВТО – и убедит в своей правоте Минск и Астану, – на тот же уровень поднять пошлины для украинских товаров должны будут и Белоруссия с Казахстаном. А это дополнительные потери – $211,6 млн и $231,2 млн соответственно.
«Конечно, это очень грубый расчет. Но суть детального моделирования изменений в торговых режимах – та же: расчет того, как при изменении размеров пошлин на различные группы товаров поменяется стоимость поставок и их доля на рынках», – отмечает директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. К тому же есть факторы, указывающие, что потери украинской экономики могут быть существенно меньше.
Во-первых, беспошлинно в Россию продаются далеко не все товары, указывает директор экономической программы Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин. По его оценкам, под различные изъятия и ограничения из зоны свободной торговли с Россией подпадают около 18% украинских товаров. «С учетом этого средневзвешенная ставка импортной пошлины будет выше нуля – около 1-2%», – подчеркивает Газизуллин. В таком случае негативный эффект для экономики Украины будет в пределах 1% ВВП в год.
Во-вторых, эффект выхода Украины из ЗСТ с Таможенным союзом зависит от альтернативных рынков, напоминает Боярчук. Чем быстрее украинские производители смогут переориентировать свои поставки на другие страны, тем меньшими будут потери для экономики.
Несколько лет назад отчет на ту же тему опубликовал Институт экономических исследований и политических консультаций. Его подсчеты по влиянию на украинскую экономику выхода России из ЗСТ дали схожие результаты, отмечает специалист по международной торговле института Вероника Мовчан.
Советник президента России Сергей Глазьев известен своими радикальными заявлениями в отношениях двух стран. Но даже если Глазьев прав, оценки того, насколько критичными будут потери для экономики, в Украине и России, разнятся.
В Администрации президента России негатив для украинской экономики от ассоциированного членства в ЕС оценивают в 1,13% ВВП к 2015 году, и в 1,56% ВВП – к 2020-му.
В то же время, согласно подсчетам Института экономических исследований и политических консультаций (Киев), эффект для Украины от создания зоны свободной торговли с ЕС, напротив, будет положительным. И в случае создания глубокой и всеохватывающей ЗСТ (о котором договорились Киев с ЕС), дополнительный прирост ВВП в среднесрочной перспективе в Украине составит около 4% ВВП – за счет увеличения доступа украинских товаров на крупнейший рынок мира, улучшения доступа на рынки третьих стран, улучшения инвестиционного климата и т.д.
«Это с лихвой перекроет потери, которые мы понесем в случае подобного шага России (выхода из ЗСТ с Украиной – Inpress.ua)», – считает специалист по международной торговле Института Вероника Мовчан.
Как ранее сообщал Inpress.ua, советник президента России Сергей Глазьев в ультимативной форме предупредил, что если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Россия прекратит с ней отношения в режиме свободной торговли.
«Мы будем вынуждены ужесточать таможенное администрирование, чтобы избежать реимпорта европейских товаров через украинскую территорию. Мы вынуждены будем ужесточать систему ветеринарного и санитарного контроля, поскольку Украина переходит на европейские нормы. Возможно, будет поставлен вопрос о прекращении отношений свободной торговли с Украиной, изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия», - сказал он.
Президент Украинского аналитического центра, эксперт-экономист Александр Охрименко в эксклюзивном комментарии Inpress.ua заявление Сергея Глазьева назвал шантажом и свидетельством того, что в Кремле абсолютно уверены в осеннем подписании Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.
Специалист также допустил, что резкая авторитарная риторика Москвы может привести даже у распаду Таможенного Союза.
«Россия на сегодняшний момент взяла на себя такую функцию – говорить за всех. По этой причине получается, что она как бы говорит и за себя, и за Казахстан, и за Беларусь, за других членов СНГ. Это выглядит немного авторитарно и я думаю, что это будет создавать абсолютно ненужный конфликт, потому что, как бы там ни было, скорее всего может быть наоборот. Беларусь и Казахстан могут просто выйти из Таможенного союза и работать напрямую с Украиной, которая будет интегрирована в Европу, чем придерживаться России», - считает эксперт-экономист.
Шантажом без реальных намерений считает заявление советника президента РФ Сергея Глазьева политолог Александр Палий. По мнению эксперта, «таможенная блокада» России является обычным шантажом, не имеющим под собой реальных намерений, поскольку если Россия сократит существующую долю торговли с Украиной, то утратит свое влияние на ситуацию.
«Нынешняя экономическая блокада была одноразовой. Фактически это была попытка продемонстрировать украинским крупным бизнесменам, что им нужно быть лояльными Москве и нынешней российской власти. Но окончательно выдавить их с рынка, для России будет означает потерять основные возможности сбыта», - заявил эксперт в эксклюзивном комментарии Inpress.ua.
Напомним, с 13 августа у многих украинских производителей, экспортирующих товары в Россию, возникли проблемы с растаможкой грузов на границе. Без каких-то предупреждений и объяснений россияне внесли украинские грузы в категорию рисковых и начали проверять их по всей процедуре строгости – полная выгрузка – проверка – погрузка назад. В результате за последние дни процесс растаможки почти полностью остановился и на пунктах перехода границы возникли длинные транспортные очереди.
В понедельник, 19 августа Министерство доходов и сборов Украины и Федеральная таможенная служба России в ходе переговоров договорились о том, что дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, товары украинских предприятий пересекают российскую таможню в штатном режиме.
В то же время, по состоянию на среду, 21 августа, Белгородская таможня на российско-украинской границе продолжала работать в прежнем режиме с применением дополнительных процедур контроля по отношению к украинским товарам.
Подробнее о причинах и методах торговых войн на просторах СНГ, читайте в статье Ярослава Снигура «Торговые войны — палка о двух концах».
О специфике и проблемах украинско-российских торговых отношений читайте в статье Дениса Скворцова «Украина и Россия: торгуем или воюем».
О проблемах «трубных» войн между Россией и Украиной читайте в статье Виталия Гнатуша «Украина и Россия: дело — труба?».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.