Украинско-российская «торговая война» завершена, но стороны готовы к ее возможному продолжению. Россия собирается защищать свой рынок в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. При этом российские официальные лица обещают, что повторения летней ситуации с заторами на таможне не будет, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Российская таможня должна обеспечить защиту российских отраслей промышленности после вступления в силу Соглашения Украины об ассоциации с Евросоюзом, но при этом не должно быть нанесено ущерба торговле и не должны повторяться ситуации с образованием пробок на пунктах пропуска, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
«Нас сейчас просят РСПП и ТПП, чтобы мы наладили на пунктах пропуска надлежащий контроль. По профилям риска вы сейчас понимаете, по каким товарным группам нужно готовиться. Но самое главное, чтобы не было ситуации, как летом», — сказал Шувалов в ходе посещения международной выставки «Таможенная служба-2013».
Шувалов отметил, что таможенные органы должны обеспечить слаженную работу со своими украинскими коллегами. «Если возникают какие-то даже жесткие ситуации, по ним нужно разговаривать и вести диалог с украинской таможней, чтобы не было так, что грузы приходят к границе, а мы не в состоянии их пропустить в силу разных причин. Эти причины надо заблаговременно с украинскими коллегами обсуждать, чтобы не было никаких непредвиденных ситуаций», — сказал Шувалов, пишет РИА Новости.
По словам главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, российские таможенники провели ряд встреч с украинскими коллегами, на которых обсуждалась тема взаимодействия таможенных органов после вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС. «Мы понимаем, как мы будем работать», — сказал Бельянинов.
Россия, Казахстан и Беларусь создадут свою систему гарантий транзитных перевозок вместо книжек Международных дорожных перевозок (МДП), сообщил Игорь Шувалов, пишет ИТАР-ТАСС.
«Мы инициируем собственную договоренность между Россией, Беларусью и Казахстаном, которая будет действовать по аналогии с правилами, которые существуют в Евросоюзе. И до того, как эти правила будут разработаны и приняты, для перевозчиков грузов, которые направляются в Беларусь и Казахстан, книжки МДП будут применяться», — сказал Игорь Шувалов. Он добавил, что задачей для российской таможенной службы станет то, как эти книжки будут применяться.
Первый вице-премьер заявил, что считает претензии Федеральной таможенной службы России относительно применения книжек МДП «абсолютно правомерными». «По случаям, по которым ФТС хочет получить возмещение, ей нужно его получить. А что касается использования книжек МДП и наших полномочий в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, мы, конечно, должны придерживаться наших международных обязательств и будем это делать», — заключил первый вице-премьер.
Напомним, что Беларусь «не потянет» членство в Таможенном союзе, если не будет видеть от него экономического эффекта. Об этом заявил президент страны Александр Лукашенко.
Глава государства заявил о возможных трудностях членства в ТС в контексте взимания нефтяных пошлин. Лукашенко отметил, что президент России Владимир Путин обещал с 1 января 2014 года устранить все ограничения в торговле.
По словам белорусского президента, Минск перечисляет в бюджет РФ четыре миллиарда долларов пошлин ежегодно. «А если бы они [четыре миллиарда] остались в стране? Я бы построил здесь уже Эмираты», — заверил Лукашенко. Президент отметил, что снимать торговые преграды должны все участники Таможенного союза. Беларусь получает нефть из РФ беспошлинно, но обязана отчислять пошлины в том случае, если продает полученные из российского сырья нефтепродукты в третьи страны.
По итогам 2012 года Минск перечислил в бюджет РФ 3,8 миллиарда долларов пошлин. В прошлом году Москва и Минск подписали договор о поставках нефти на весь год. Следующее соглашение Россия отказалась подписывать на весь год из-за махинаций белорусских нефтяников, которые поставляли нефтепродукты под видом разбавителей и растворителей, не уплачивая пошлину. Сообщалось, что Кремль оценил убытки от этих махинаций в полтора миллиарда долларов. Объем поставляемого в 2013 году сырья согласовывается раз в квартал.
Напомним, что несмотря на заявления российского руководства о том, что вступление Украины в Таможенный союз значительно выгоднее создания зоны свободной торговли с Евросоюзом, существует достаточно большое количество серьезных альтернативных оценок проекта «Таможенный союз» и сотрудничества Украины с ЕС.
Например, известный американский исследователь Дэвид Тарр считает, что теоретически ТС может стать успешным проектом, если решит целый ряд достаточно непростых проблем экономического и политического характера.
Председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский отметил, что по расчетам известного специалиста Лусио Винхаса де Саузы, бывшего эксперта Всемирного банка и Еврокомиссии, а ныне — главного экономиста сектора инвестиционных услуг агентства Moody’s, создание Таможенного союза негативно повлияет на ВВП стран-участниц.
Украина выигрывает — ее ВВП увеличится (правда, всего на 0,11%), тогда как все другие участники проигрывают: ВВП России уменьшится на 0,66%, Беларуси — на 2,77%, Казахстана — на 0,54%. «В целом эти расчеты показывают, что позитивный экономический эффект от создания ТС для стран-участниц, мягко говоря, сомнителен», — отметил эксперт.
Эксперт Игорь Бураковский также комментирует выводы белорусских исследователей.
«Масштаб выигрыша от участия Беларуси в ЕЭП (которое включает в себя Таможенный союз) весьма скромен, причем отдельные фундаментальные компоненты интеграции создают проблемы для отдельных стран», — отметил эксперт.
Кстати, и в самой России целый ряд экспертов достаточно жестко высказываются относительно Таможенного союза.
«Это, главным образом, политическая затея», — считает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. По ее мнению, для России экономической выгоды от единого пространства мало — рынки сбыта стран, входящих в него, малы по сравнению с российским, и Россия достаточно хорошо на них представлена. Обычно интеграция приводит также и к взаимному росту прямых инвестиций между странами-участницами. «Вряд ли стоит России рассчитывать на то, что с ними придут и новые технологии. Проблемы такого пространства также лежат в плоскости политики. В ответ за реализацию амбиций российского руководства надо будет платить экономическими уступками другим странам-участницам ЕЭП», — уверена она.
Как ранее сообщал Inpress.ua, заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый заявил, что двух интеграций Украины в двух направлениях быть не может, о чем неоднократно говорили и в Брюсселе, и в Москве. В то же время, по мнению эксперта, подписание Соглашения об ассоциации не создает каких-то заградительных барьеров для развития экономического взаимодействия со странами Таможенного союза (ТС), особенно по соглашениям, выгодным как Украине, так и странам ТС.
В то же время польский политик и экономист Марцин Свенцицкий в своем блоге на Onet.pl опубликовал статью под названием «Дилемма Украины». Это своего рода «13 пунктов», которые подробно описывают торгово-экономические выгоды для Украины от подписания Договора об углубленной зоне свободной торговли с Европейским Союзом (ЗСТ с ЕС), а также указывают на недостатки и ограничения, с которыми столкнется Украина в случае вступления в Таможенный союз (ТС) в составе России, Беларуси и Казахстана.
О сути подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и дальнейших проблемах украинской евроинтеграции читайте в статье Федора Михайловского «Миф об ассоциации: Украина не вступает в ЕС».
Более подробно о европейской и евразийской интеграции Украины читайте в статье Александра Шаяна «Таможенный союз и ЕС: рисков больше, чем возможностей?».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.