Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Кабинет Министров Украины готов предоставить особый мандат для норвежских компаний для инвестирования в украинскую газотранспортную систему.
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в комментарии для Inpress.ua предложение Яценюка норвежской компании принять участие в аренде ГТС, назвал шагом отчаяния. По мнению эксперта, это вызвано отсутствием реальных заинтересованных компаний со стороны ЕС, а также пассивное отношение к модернизации украинской «газовой трубы» со стороны США при данном ранее обещании содействовать в поиске инвестора.
«Показательно, что Украина обращается об участии в аренде ГТС в Норвегию, которая не является членом ЕС и для которой нужно создавать новые условия. Собственно, Яценюк уже с легкостью это пообещал, хотя сейчас не представляет ни коалицию, ни большинство в новой Верховной Раде.
На первый взгляд Норвегия выглядит привлекательно и перспективно с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Однако для Statoil аренда ГТС не является ни интересной с точки зрения необходимости для собственного бизнеса, ни с точки зрения привлекательной инвестиции.
ГТС Украины нельзя использовать для транспортировки газа с шельфа Северного моря к клиентам Statoil, которые находятся в Западной Европе», - полагает Корольчук.
Специалист убежден, что как обычная финансовая инвестиция, то этот вариант не является выгодным для Statoil, поскольку ГТС Украины уже сейчас сокращает транзит российского газа, уменьшает свои доходы от транзита и требует как минимум 5 млрд. долл. для модернизации.
«В конце концов, перед Норвегией сегодня стоит задача остановить падение добычи газа и нефти, а потому свободные средства будут направлять прежде всего в этот сектор, а не в аренду или покупку ГТС Украины.
Наконец с точки зрения технической эксплуатации, Statoil преимущественно развивает и занимается шельфовыми газопроводами, протяженность которых составляет 8,1 тыс. Км. Тогда как ГТС Украины - это более 22 тыс. км только магистральных газопроводов. Поэтому, норвежский опыт не будет эффективным для Украины», - убежден член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий.
В то же время, эксперт предполагает, что Норвегия могла бы арендовать ГТС Украины, но возникает вопрос - для чего Statoil в это ввязываться? Ведь как заявил представитель «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, уже через 2-3 года 49% ГТС Украины будут продавать. Для Statoil нет смысла пару лет заниматься проблемами ГТС Украины в статусе арендатора, если покупателем потом будет совсем другая компания.
Для этого, считает Корольчук, в правительстве для начала должны определиться, куда они поведут ГТС Украины - путем аренды или продажи.
«С долгосрочной и стратегической позиции ГТС Украины для Норвегии является прямым конкурентом. Ведь ГТС Украины транспортирует в ЕС российский газ, который конкурирует с норвежским газом в Европе.
Даже больше - для Украины Statoil Норвегии является зеркальным отражением «Газпрома» России. «Газпром» не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку в российской стратегии делают акцент на обходных газопроводах (Северный поток, Голубой поток, Южный поток). Statoil не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку для Норвегии важно, чтобы в Европу попадало меньше российского газа.
В развитии и функционировании ГТС Украины с европейской стороны могут быть заинтересованы Германия, Австрия, Италия, Чехия и отдельно Турция. «Пул» этих всех или отдельных стран мог бы проявить интерес к аренде или покупке части ГТС Украины», - подытожил Юрий Корольчук.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.