Отныне в Украине 21 ноября будут ежегодно отмечать День достоинства и свободы — в день годовщины Евромайдана. Соответствующий указ подписал президент страны Петр Порошенко.
«Украина — это территория достоинства и свободы. Такими нас сделала не одна, а две революции — наш Майдан 2004 года, который был праздником свободы, и революция 2013-го — революция достоинства», — заявил украинский лидер. По словам Порошенко, во время Евромайдана украинцы «продемонстрировали свою европейскость, достоинство, свое стремление к свободе».
В этом году празднование первой годовщины проходит на майдане Независимости в Киеве. Именно там год назад начались акции протеста, которые привели к смене власти в стране. 22 февраля Виктор Янукович, тогдашний президент, потеряв управляемость страной, под покровом ночи покинул Киев и, проделав в несколько дней извилистый путь по городам и весям Юго-Востока, оказался в дружественной России, где благополучно пребывает до сих пор.
Тогда же было сформировано новое парламентское большинство и назначены досрочные президентские выборы. Победу на них одержал Петр Порошенко. А в октябре прошли и досрочные парламентские выборы, на которых предсказуемо победили политические силы президента и премьер-министра. Их «проевропейской» коалиции предстоит теперь уже не словом сказать, а делом подтвердить, что День достоинства и свободы имеет право на жизнь.
Ибо до сих пор это получалось плохо. Демонстрация «европейскости», на которой постоянно акцентирует внимание Петр Порошенко, особых плодов пока не приносит. При всей важности подписания Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом говорить об ощутимом сближении с Европой рано. Ведь введение в силу экономической части соглашении, то есть создание зоны свободной торговли в составе ЕС и Украины, отложено на начало 2016 года.
Да, при этом Европа согласилась с тем, чтобы украинская продукция следовала на рынок ЕС беспрепятственно. Однако хитрые европейцы выставили столько квот по номенклатуре украинского экспорта, что продать больше, чем прежде, при наличии пошлин, вряд ли получится. Особенно неважно обстоят дела с продукцией украинских аграриев.
Квоты на поставки в 2015 году из Украины в страны ЕС сохранились на прежнем уровне и составили: для говядины — 12 тыс. тонн; молока, йогуртов, кисломолочных продуктов — 8 тыс. тонн; сухого молока — 1,5 тыс. тонн; сливочного масла — 1,5 тыс. тонн; яичных продуктов — 1,5 тыс. тонн; яиц — 3 тыс. тонн; мяса птицы — 36 тыс. тонн; свинины — 40 тыс. тонн.
Объемы тарифных квот, предусмотренные автономными торговыми преференциями ЕС, по пшенице составляют 950 тыс. тонн; ячменю — 250 тыс. тонн; кукурузе — 400 тыс. тонн. Если учесть, что валовой сбор зерновых в 2014 году составил 60,7 млн. тонн, эти квоты выглядят просто смешными.
Надо признать, что Украина после победы Революции достоинства, как все чаще называют Евромайдан, оказалась в незавидном финансово-экономическом положении. По итогам 2014 году ожидается сокращение ВВП в районе 8%. Госдолг на конец сентября достиг отметки 74,3 млрд. долларов, или 64% ВВП. Соотношение собственных и заемных средств возросло с 30% в 2013 году до 50% в нынешнем. Процентная ставка по украинским госзаймам сроком на один год выросла с 10% до 27,5%. Курс гривны упал в два раза. Страховщики оценивают вероятность неплатежеспособности Киева, то есть вероятность государственного дефолта, в 64%.
Поэтому стране срочно нужна внешняя финансовая помощь. И немалая. Например, академик Валерий Геец говорит, что даже 30 млрд. евро – это относительно небольшая сумма по сравнению с той, в которой нуждается Украина.
Понятно, и здесь надежды связаны с Европой. 18 ноября Киев посетил глава германской дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он «обрадовал» руководителей государства сообщением, что на встрече министров иностранных дел ЕС 17 ноября в Брюсселе в центре внимания находилась помощь в восстановлении украинской экономики. Однако никаких цифр и времени оказания оной дипломат не озвучил, поскольку решения по существу на встрече не принимались.
В октябре Жозе-Мануэль Баррозу сообщил, что помощь Украине до конца этого года составит 760 млн. евро. Эта сумма, разумеется, капля в море, однако и о ней пока ничего не слышно.
Большие надежды в Киеве возлагаются на визит еврокомиссара по европейской политике соседства и переговорам по расширению Йоханнеса Хана, после которого состоится донорская конференция с целью определения размеров и сроков оказания помощи.
Думается, что раньше начала работы парламента, формирования правительства и утверждения его программы Йоханнес Хан в Киев не приедет. То есть пожалует он сюда только после католического Рождества, ближе к Новому году. А это говорит о том, что донорская конференция состоится не раньше февраля. Если, конечно, в Брюсселе сочтут, что программа правительства того стоит. Да, и к чему придут участники конференции, трудно прогнозировать.
Вероятно, и дальше главным источником кредитов для Украины останется МВФ. Как известно, кредит stand-by общим объемом 16,67 млрд. долларов был утвержден МВФ 30 апреля этого года. В августе совет директоров МВФ завершил первый пересмотр выполнения Украиной экономической программы, поддержанной кредитом stand-by, и одобрил выделение второго транша этого кредита в сумме 1,39 млрд. долларов. Украина получила его в начале сентября. Общая сумма помощи по кредиту достигла 4,51 млрд. долларов. Но этого ничтожно мало для прохудившихся украинских финансов.
На августовском заседании Совет директоров МВФ в связи с задержкой первого пересмотра программы stand by одобрил просьбу Киева и объединил третий и четвертый транши с целью получения их в текущем году без изменения общего объема программы. Однако на деле эта помощь поступит только в будущем году – теперь там дожидаются нового правительства и бюджета Украины на 2015 год. Словом, в МВФ Украину малость «подставили». Ведь именно под кредиты МВФ были повышены тарифы на ЖКХ, иначе бы их не дали. Теперь мы с «небесными» тарифами, но все равно без кредитов.
В этой ситуации хорошо хоть то, что Россия пока не требует тех 3 млрд. долларов, которые были получены во времена Виктора Януковича в рамках программы российских кредитов для Украины на общую сумму 15 млрд. долларов. Но в Москве уже слышны разговоры, что, если на Донбассе последует новое обострение, то могут и потребовать.
Неприятным последствием Евромайдана стал вооруженный конфликт на Юго-Востоке. Сам факт свержения предыдущего режима, обострение отношений с Россией, отмена либерального языкового законодательства стали спусковым крючком роста напряженности в Донецкой, Луганской и еще нескольких областях, которая в условиях поначалу слабой дееспособности новой власти в Киеве вылилась в вооруженный конфликт и образование двух самопровозглашенных республик. Установившееся шаткое перемирие, как результат Минских договоренностей, не решает вопрос территориальной целостности Украины. Особенно после прошедших в двух республиках выборов, где новые власти озаботились созданием институтов государственности.
Евросоюз поначалу поддержал Украину, прибегнув вместе с рядом других стран к чувствительным экономическим санкциям против России. Однако в последнее время можно заметить, как лидеры Европы хотели бы переложить все заботы об Украине на ее собственные хрупкие плечи.
На днях в Берлине «Южному потоку» предложили дать «зеленый свет». Министр экономики Германии Зигмар Габриэль считает, что Евросоюз должен устранить препятствия перед российским газопроводом. По его мнению, «Южный поток» - экономически очень выгодное предприятие. Тем самым «старшие товарищи» дают понять Киеву, что не весьма полагаются на него, как надежного транзитера энергоносителей.
Столь же понятно, что Габриэль выражает не личную точку зрения, а мнение правительства Германии. Действительно, канцлер ФРГ Ангела Меркель вслух говорить может одно, а действовать совершенно иначе. На саммите G20 в Брисбене она заявила, что «украинский кризис выходит за рамки регионального конфликта». По мнению Меркель, Россия нарушает территориальную целостность и государственный суверенитет Украины. Глава германского правительства подчеркнула, что Запад не оставит попыток найти дипломатическое решение конфликта с Россией, исключив возможность военного вмешательства на территорию Украины. Однако, по словам Меркель, это не помешает вводить новые экономические санкции в отношении России «в таком объеме и так долго, как это потребуется».
А вот в журналистских кругах Германии рассказывают, что в «узком кругу» перед отлетом на саммит Ангела Меркель дала понять, что «в среднесрочной перспективе возможно возвращение к нормальным отношениям с Москвой». Среди условий нормализации двусторонних контактов называется, в частности, «прекращение дальнейшей дестабилизации востока Украины и переговоры о будущем статусе аннексированного Крыма».
Такого рода «шатания» - свидетельство того, что ей надо прислушиваться к пожеланиям крупного бизнеса Германии. А тот едва ли не поголовно ратует за размораживание отношений с Москвой. Немецкий капитал просто боится потерять свои прибыли в России.
Британская The Financial Times ещё в сентябре писала: «Россия, ранее предпочитавшая Европу, начинает постепенно разворачиваться в сторону Азии. Если до сих пор на неё приходилось менее 25% товарооборота российской внешней торговли, а на Европу – более 50%, то в последнее время объёмы торговли растут. В частности, между РФ и Китаем они уже превзошли объёмы торговли с Германией (80 млрд. долларов против 50 млрд.). Такой поворот выглядит вполне резонно: он поможет Москве подстраховаться от стагнации в Европе».
Так что не стоить украинским руководителям безоговорочно верить во всеобъемлющую помощь ЕС, как в вопросе финансовых вливаний, так и в вопросе введения дальнейших санкций против Кремля.
В Евромайданах, которые проходили по всей Украине с ноября по март, участвовало 20% населения страны. Таковы данные опроса фонда «Демократические инициативы им. Кучерива». В Киеве в акциях протеста участвовали 5% населения страны, в других городах 6%. Остальные 9% помогали митингующим. Наиболее активными были жители Центральной и Западной Украины. При этом 38% опрошенных считают, что люди объединились в защиту своих прав, а 31% называют Евромайдан государственным переворотом.
Вполне очевидно, что первейшая задача новой власти состоит в том, чтобы доказать первым, что объединялись они не напрасно, и привлечь на свою сторону вторых. Если эта задача не будет выполнена, обществу и государству не избежать новых потрясений.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.