Партия регионов за последние полгода умудрилась перебить у оппозиции ее главный хлеб — стремление завести Украину в Европу. Это не значит, что «донецкие» не дают повода для критики. Но критиковать власть, голосуя с ней одновременно за одни и те же законопроекты, станет теперь сложнее.
И хотя вопросов по предложенным «евроинтеграционным законопроектам» пока еще много, сомневаться в принятии большей части из них пока что не приходится. Куда сложнее предположить, например, будет или нет на открытии сессии Виктор Янукович. Казалось бы, в парламенте созрел тот редкий случай, когда единство по конкретным законопроектам есть и у власти, и у оппозиции. Но освистывать главу государства одна часть зала обязательно будет. А Виктор Федорович решительно не переносит свиста...
Принятие евроинтеграционных законопроектов в той части, когда они исходят от президента или правительства, — на данном этапе дело почти решенное. Особенно если на это будет дана окончательная разнарядка с Банковой. Другое дело, что многие законопроекты, написанные по лекалам цивилизационных ценностей ЕС, вызывают внутреннее сопротивление не только в провластном большинстве, но даже в стане оппозиции.
Например, последний тренд Европы и США — узаконивание однополых браков — также будет представлен среди «евроинтеграционных законов». Голосование за указанный законопроект в гомофобской стране и, соответственно, в гомофобском парламенте, будет однозначно ярким и интересным. И та же ВО «Свобода» не преминет затем вывесить «позорные» списки депутатов, которые «поддержали гомосеков».
Еще более захватывающе будет наблюдать за голосованием депутатов от Партии регионов. Интересно, что депутаты-мажоритарщики от ПР уже подготовились к открытию сессии, почистив свои официальные предвыборные программы годичной давности. «Реалізацію ключової мети держави — європейську інтеграцію...» — это уже новая вариация предвыборной программы народного депутата от 49-го избирательного округа по Донецкой области Дениса Омельяновича.
А вот схожий посыл у еще одного победившего депутата по Донецкой области (41-й избирательный округ) Александра Бобкова: «Україна — це європейська країна, тому вважаю стратегічним зовнішньополітичним напрямом нашої країни євроінтеграцію». А у рьяного националиста (только русского толка) Николая Левченко вдруг исчезли из предвыборной программы хоть какие-то упоминания о России и Таможенном союзе.
Нардепы от Партии регионов массово зачистили свои предвыборные программы. Теперь там нет не только «России» и «Таможенного союза», но и «русского второго государственного» или «федерализации Украины». И теперь точно нельзя сказать, что «регионалы» обманывают своего избирателя. По крайней мере на бумаге.
В целом же ожидать серьезного раскола во фракции Партии регионов точно не стоит. Партия, где даже мажоритарные округа «согласовываются», к идеологическому бунту не готова. Некоторые особенно одиозные депутаты (Колесниченко, Царев или тот же Левченко) в некоторых случаях могут отказаться от личного голосования по каким-то законопроектам, но общий результат будет достигнут. К тому же за большинство законопроектов будет голосовать и оппозиция.
Главный «закон страны» — бюджет — правительство Азарова должно подать в парламент до 15 сентября. С учетом того, что пятнадцатое — это воскресенье, то самое позднее документ поступит в парламент в пятницу, 13-го. Достаточно символично. Хотя раньше ноября вряд ли вообще кто-то серьезно станет изучать главный закон страны. Украина явно не то государство, где подобные документы изучаются задолго до конца календарного года.
Одним из самых резонансных законопроектов недели станет изменение уголовно-исполнительного кодекса. Законопроект явно «писался под Юлю», хотя и не предполагает досрочного освобождения заключенных. Главное его новшество — смягчение условий содержания лиц, пребывающих за решеткой. В частности, исправительные работы можно будет заменять штрафом, а перед выпуском заключенных на волю им разрешено будет пользоваться мобильным телефоном.
Еще один важный законопроект — существенное усиление полномочий Счетной палаты. Теперь она переходит на «замкнутый цикл» и будет контролировать не только расходы, но и доходы госбюджета. По мнению Брюсселя, это должно существенно снизить уровень коррупции в стране.
Пожалуй, самый конфликтный законопроект — проведение довыборов в семи проблемных округах Украины. Главное преткновение между властью и оппозицией — сроки проведения этих самых довыборов. Партия регионов настаивает, что их необходимо проводить после саммита в Вильнюсе. Логика власти здесь очевидна. Накануне саммита проводить выборы «по понятиям» будет неимоверно сложно. Но и сдать семь мандатов без боя оппонентам тоже никакого желания нет. Оппозиция размышляет точно так же, только наоборот — довыборы провести нужно до Вильнюса. В результате именно за этот законопроект стоит ожидать максимальной войны.
Самый неоднозначный законопроект — о таможенном тарифе. Согласно законопроекту, на подавляющее количество импортных товаров (более 80%) будут повышены пошлины. Для правительства важно улучшить внешнеторговое сальдо, ради чего и был разработан данный законопроект. Однако какие новые санкции последуют со стороны той же России после принятия данного закона пока прогнозировать сложно. Очевидно только то, что с воображением у нашего восточного соседа в лице Онищенко всегда был полный порядок.
Остальные законопроекты менее интересны, но и вокруг них наверняка будут происходить показные баталии. Главная проблема для оппозиции — показать, что власть голосует если и так же, как они, то по крайней мере из совершенно других побуждений. А это делать сейчас все сложнее и сложнее. Янукович и Ко сейчас осторожничают, действуя по принципу «абы что не случилось». У оппозиции же не будет даже повода заблокировать парламентскую трибуну. Некоторую разрядку дает ситуация вокруг Киевсовета, но все же это не уровень всеукраинского масштаба.
За голосованиями в Раде будут следить и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Однако наиболее пристальное внимание все же будет в Москве. Для Кремля резкий крен Януковича в сторону Запада оказался полной неожиданностью. Еще совсем недавно казалось, что «харьковские соглашения» и арест Тимошенко превратят украинскую власть в облегченную разновидность белорусского режима.
Но произошло то, что произошло. Янукович сделал выбор, который, вполне возможно, дает ему и его семье определенные гарантии после 2015 года вне зависимости от результатов президентской кампании. А вот в Кремле вдруг осознали, что им и поставить-то больше не на кого. В результате реакция Москвы на евроинтеграционные движения Киева больше напоминает истерику. «Украина перестает быть для нас стратегическим партнером, она исчезнет как субъект международного права», — это пример лексики даже не парламентария Госдумы, а советника президента РФ Сергея Глазьева. И вряд ли Глазьев когда-то в своей жизни осмелится публично высказать свое «личное мнение». По сути, Украине была озвучена персональная позиция Путина.
Другое дело, что в Кремле так толком и не знают, что делать дальше. Давить экономически Украину, в том числе и после принятия законов о тарифах, российская сторона однозначно продолжит. Более того, удары Россия пока еще наносит достаточно болезненные. Один из главных лоббистов продвижения Украины в Европу Петр Порошенко, чей шоколадный бизнес на 60% ориентирован на российский рынок, уже это ощутил. С другой стороны, водочники, вроде Якова Грибова, у которых и вовсе 90% рынка в РФ, неоднократно признаются в любви к Таможенному союзу. Но на войне как на войне — бомбы санкций и запретов сметать будут всех, без разбора личных симпатий.
А пока что украинские депутаты готовятся перейти Рубикон. Для кого-то надо будет не потерять лицо, кому-то, напротив, продемонстрировать куда большую, чем у оппонентов, «евроустремленность». Еврозаконы уже со вторника будут — в дискуссиях и оскорблениях, — но приниматься. Сомневаться не приходится. Сомнения вызывают только последствия их принятия.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.