Украинская бронетехника сохраняет достигнутый еще в советские времена высокий качественный уровень. Новые модели украинских танков могут заменить в некотором смысле устаревший танк Т-64. Их утилизацию могут оплатить представители блока НАТО, которые не хотят, чтобы эти танки оказались в странах «третьего мира», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Министерство обороны заинтересовано в совместном проекте с трастовым фондом НАТО “Партнерство во имя мира” по утилизации устаревшей танковой техники. Проект может стартовать уже в первом полугодии 2014 г.
Агентство НАТО по материально-техническому обеспечению (NSPA) отправило на имя министра обороны Павла Лебедева письменное подтверждение намерений содействовать в реализации программы. В своем обращении NSPA предложило активизировать переговорный процесс, а также имплементировать соглашение для дальнейшей экономической оценки реализации проекта в Украине.
В пресс-службе Министерства обороны информацию официально не комментируют. Но в сентябре министерство подтвердило, что ведет переговоры относительно программы утилизации в Украине танковой техники, пишет Капитал
В министерстве отметили, что уже по их итогам будет проведено исследование экономической эффективности реализации предложения NSPA с дальнейшим принятием решения на уровне руководства государства. В случае позитивного результата переговоров к работам по утилизации может быть привлечено профильные предприятия госконцерна “Укроборонпром”.
В июле 2013 г. NSPA предложил Украине в рамках трастового фонда НATO “Партнерство во имя мира” реализовать проект по утилизации устаревших танков. Речь идет о резке и дальнейшей переплавке избыточной украинской бронетехники на мощностях госпредприятия “Укроборонсервис”, которое входит в концерн “Укроборонпром”.
В дальнейшем возможно привлечение Украины для утилизации устаревших танков, находящихся на вооружении в армиях других государств.
Как уверяют эксперты, сотрудничество с НАТО позволит Украине избавиться от старых танков, которые нет возможности модернизировать, а их утилизация на металлолом экономически невыгодна. По соглашению с альянсом за уничтожение старых боемашин будет платить именно НАТО.
По разным оценкам, сегодня в хранилищах Вооруженных сил и на танкоремонтных заводах находится более 2 тыс. единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно утилизировать.
Бывший первый заместитель министра обороны Леонид Поляков рассказал, что Украина еще 10 лет назад обращалась к НАТО с просьбой помочь с утилизацией боеприпасов и стрелкового оружия. В результате сотрудничества была начата программа по утилизации боеприпасов в рамках “Партнерство во имя мира”.
Он также отметил, что своим предложением НАТО продолжает политику разоружения. “Это может говорить о продолжении концепции снижения количества вооружений в регионе, ведь чем меньше в регионе оружия, тем меньше предпосылок к его использованию”, — говорит Поляков.
“Раньше была программа по уничтожению оперативно-тактических комплексов СКАД, потом утилизировали твердое ракетное топливо для стратегических ракет, теперь пришла очередь танков”, — отметил бывший директор департамента разработок и закупки вооружения и военной техники Министерства обороны Владимир Грек.
По словам его словам, предложение НАТО может быть продиктовано недоверием к Украине в вопросе торговли вооружением со странами, которым, по мнению Альянса, не рекомендовано продавать оружие. “Утилизация убыточна, а модернизированный танк можно продать. Поэтому если НАТО готово давать средства, чтобы порезать старые танки, нужно соглашаться”, — говорит Грек.
Комментируя конкурентные характеристики уже востребованного рынком нового украинского БТР-4, привлекшего повышенное внимание зарубежных, в частности российских СМИ, пресс-служба госконцерна озвучила оценки генконструктора ХКБМ им. Морозова (Харьков) Александра Веретенникова, который уточняет принципиальные отличия новой украинской машины от ее предшественников на рынке — советских БТР-70 и БТР-80.
«По сравнению со все еще широко распространенными на рынке советскими БТР-70 и БТР-80, концепция украинского БТР-4 предусматривает, наряду с сохранением всех присущих им положительных эксплуатационных качеств, устранение недостатков и обеспечение новых качественных характеристик. По сути, это качественно новая машина», — подчеркнул он.
Как пояснил генконструктор, «главная особенность БТР-4 — стандартная для стран блока НАТО компоновочная схема, принципиально отличная от принятой в качестве базовой при создании советских колесных БТР: в передней части БТР-4 находится отделение управления, в средней — моторно-трансмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения».
Напомним, что руководитель исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец в эксклюзивном комментарии Inpress.ua назвал бронетехнику одним из важных экспортоориентированных направлений деятельности украинского военно-промышленного комплекса (ВПК). По информации специалиста, за время независимости Украина создала ряд новых образцов тяжелой и легкой бронетехники.
«Подтверждением конкретности этих изделий являются контракты, которые касаются поставки тяжелой бронетехники непосредственно в Таиланд — это, в первую очередь, танк „Оплот“, а также модернизация танков Т-72 для ряда государств. А что касается легкой бронетехники, БТР — у нас есть новый образец БТР-4, который поставляется в ряд государств, включая Ирак. Есть БТР-3, который тоже может считаться новым, и фактически на сегменте общего экспорта бронетехника занимает достаточно значительную часть», — отметил эксперт.
Как сообщалось, изготовленные по заказу Таиланда на мощностях ГП «Завод им. Малышева» (Харьков) два первых серийных основных боевых танка (ОБТ) «Оплот» успешно прошли ходовые и огневые испытания на полигоне в р-не г. Чугуева (Харьковская обл.).
Как отметил гендиректор концерна «Укроборонпром» Сергей Громов, в ходе первого этапа ходовых и огневых испытаний танки продемонстрировали ход на разных скоростях, а также способность маневрирования. В ходе боевых стрельб оба танка осуществили выстрелы из пушек 125-мм, 7,62-мм спаренных пулеметов, а также 12,7 мм зенитных пулеметов. Все цели были поражены.
Ранее генеральный конструктор бронетанкового оборудования Украины в 1990-2011 гг., экс-руководитель Харьковского конструкторского бюро машиностроения имени А. А. Морозова Михаил Борисюк заявил, что производить современные украинские танки «Оплот», принятые на вооружение Вооруженными силами Украины в мае 2009 года, гораздо предпочтительнее, чем продолжать модернизировать танки Т-64.
«Лучше иметь меньшее количество танков, но нынешнего уровня, как „Оплот“. А тиражировать дальше модернизацию Т-64 нецелесообразно», — сказал Борисюк. При этом он отметил, что необходимо продолжать усовершенствование «Оплота» и выпускать его в небольших количествах для комплектования армии.
Вместе с тем, по словам экс-генконструктора, производить достаточное количество танков и бронетранспортеров в Украине проблематично, так как для этого не хватает мощностей. Поэтому предприятия бронетанкостроения в основном занимаются модернизацией.
Напомним, что создатель танков «Оплот», харьковский завод имени Малышева, заявил о своих планах наладить полный производственный цикл. Обусловлено данное решение неэффективностью кооперации с постсоветскими поставщиками комплектующих.
«Завод имени Малышева реализует курс на уменьшение зависимости от внешних поставщиков и создание в Харькове самостоятельного танкового производства», — сообщил генеральный директор предприятия Вадим Федосов.
Напомним, что 30 июля Украина закрыла крупный контракт с Таиландом на поставку модифицированных ракетных бронетранспортеров (БТР), подписав с тайскими партнерами акт технической приемки 21 единицы техники в рамках межправительственных договоренностей. Машины специально созданы для борьбы с бронетанковыми группировками: если на обычной линейной модели установлено две ракеты, то на модифицированной — четыре. Еще 12 ракет находятся внутри БТР.
Все действующие программы «Укрспецэкспорта» по поставкам БТР в Таиланд рассчитаны до 2015 года. Выполняя их условия, компания уже отгрузила более 120 БТР. Некоторые из этих машин эксплуатируются более двух лет и имеют пробег более 2 тысяч км.
Напомним, Украина отправила в Таиланд 15 линейных БТР-3Е1 и шесть ракетных БТР-3РК, которые являются новой модификацией в существующей линейке БТР-3. Машины оснащены дополнительными ракетами. Сейчас рассматривается возможность создания сервисного центра в Таиланде, который обеспечит полное обслуживание военной техники украинского производства.
В феврале 2013 года «Укрспецэкспорт» подписал контракт с представителями Пакистана на изготовление и поставку 110 силовых установок для танков. Контракт рассчитан на четыре года и будет производиться на мощностях Государственного предприятия «Завод имени Малышева». Его стоимость превышает $50 млн.
Справка
Модернизированные танки Т-64БМ “Булат” до сих пор находятся на вооружении украинской армии. По данным Международного института стратегических исследований (IISS), по состоянию на 2012 г. на вооружении украинской армии находилось 1 667 единиц Т-64.
По оценкам экспертов, стоимость модернизации одной машины составляет приблизительно $ 460 тыс. Новый танк Т-84 “Оплот”, разработанный в Украине, принят на вооружение отечественной армии в 2009 г. и оценивается в $ 4,5 млн. Но из‑за проблем с финансированием по состоянию на сентябрь 2013 г. в войска поступила только одна боевая машина.
О парадоксальной ситуации в оборонно-промышленном комплексе Украины читайте в статье Артема Ивановского «ВПК Украины — пушки ради сала».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.