Украинская экономика не сможет функционировать в условиях серьезной торгово-экономической блокады со стороны России более одного года. Такое мнение выразили эксперты в рамках круглого стола на тему: «Пауза в евроинтеграции: отношение украинского бизнеса», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Обсуждая возможные сценарии развития событий после подписания договора об ассоциации с Европейским Союзом, эксперты-экономисты пришли к общему выводу, что украинская власть перестаралась, когда описывала населению всевозможные выгоды от создания Украиной зоны свободной торговли со странами ЕС.
В частности, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко высказал мнение, что подписание договора об ассоциации с ЕС — это технический момент, предусматривающий 10 лет переходного периода, так что проснуться в Европе на следующий день после Вильнюса у нас бы не получилось.
«Нужно понимать, что Украина и без того интегрирована в Европу, посмотрите, у нас успешно работают практически все европейские торговые сети, наша легкая промышленность давно выполняет заказы французских и итальянских компаний, об автомобильном рынке я вообще молчу. Однако для того, чтобы полностью стать частью европейского рынка, необходимо выдержать 10-15 лет серьезных проблем переходного периода, включая противостояние с Россией. Кто нас будет поддерживать все это время — неизвестно», — отметил эксперт.
По его словам, Украине не надо выбирать, к какому союзу присоединяться, нужно руководствоваться в первую очередь собственными интересами, а не подстраиваться под кого-то.
«Как бы нам этого ни хотелось, но просто так взять и убрать Россию из нашей системы координат мы не можем, поэтому для дальнейшего движения Украины в Европу необходимо в первую очередь найти общий язык и со странами Таможенного союза, и с европейцами в рамках трехсторонних переговоров», — подчеркнул Охрименко.
В то же время генеральный директор Украинского аграрного бизнеса Владимир Лапа предположил, что сейчас речь не идет об отходе украинской власти от европейского вектора развития страны, дело скорее в "оттерминизации" подписания договора с ЕС.
«Должен сказать, что у наших властей было более двух месяцев, чтобы провести более предметные консультации на тему экономического давления России. В целом мне не особо понятны претензии Москвы, ведь аналогичная риторика могла звучать еще и со стороны Брюсселя», — заявил Лапа.
По его мнению, украинский бизнес абсолютно четко понимает, какие риски ему предстоят в связи с созданием зоны свободной торговли с ЕС, однако при этом без диверсификации рынков сбыта отечественная промышленность объективно не сможет в течение долгого времени поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне.
Несколько скептически относительно евроинтеграции Украины выразился экономист Владислав Старинец.
По его словам, за первые три-пять лет после подписания договора наша страна должна была практически полностью переформатировать всю свою промышленность под евростандарты, что, естественно, требует существенной финансовой поддержки.
«Едва ли после подписания договора нам удалось бы избежать девальвации гривны, заморозки соцвыплат и безработицы. Когда речь заходит о ЕС, всегда отмечаются его преимущества: высокий уровень социальной защиты, уровень жизни и прочее, однако о минусах, таких как чрезвычайно высокая безработица среди молодежи, почему-то не вспоминают», — подчеркнул Старинец.
В то же время в целом сущностным и определяющим вопрос подписания ассоциации Украины с ЕС назвал соучредитель Агентства журналистских расследований Антон Подлуцкий.
По его словам, сегодня чрезвычайно важный момент как для России, так и для Европы, поэтому в ресурсах и рынках такой огромной страны, как Украина, крайне заинтересованы обе стороны.
«Сейчас в России рецессия, в Европе с экономикой совсем худо, к тому же надвигаются выборы, так что, если бы украинская власть подумала над этим вопросом получше и пораньше, мы могли бы использовать ситуацию с большей выгодой», — отметил эксперт.
Напомним, Украина рассчитывала подписать соглашение во время саммита Восточного партнерства ЕС, который проходит 28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе, Литва.
Намерения Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС сопровождались торгово-экономическим прессингом со стороны России, которая пыталась сорвать подписание документа и всячески склонить Киев к интеграции в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества.
В частности, это проявлялось в виде запрета поставок продукции крупнейшей украинской кондитерской корпорации Roshen в Россию, а также устроенной в середине августа «таможенной блокады» всего без исключения украинского импорта на украино-российской границе. Кроме того, российские власти ввели запрет на импорт украинского фарфора и заявили о намерениях запретить импорт украинского угля с высоким содержанием серы, превышающим 1%. Также Россия запретила импорт украинских вагонов.
Сокращение экспорта в Россию и падение прибыли украинских производителей, а также дипломатические отказы Евросоюза и Международного валютного фонда предоставить Украине необходимую финансовую помощь привели к тому, что 21 ноября Кабинет Министров Украины принял решение о приостановке процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, Евросоюзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами.
Постановление принято в интересах национальной безопасности Украины, с целью более детального изучения и наработки комплекса мероприятий, которые Украина должна выполнить для восстановления объемов и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими странами СНГ.
Кабинет Министров также принял распоряжение об инициировании создания трехсторонней комиссии при участии Европейского Союза и Российской Федерации для возобновления потерянных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений.
Президент Украины Виктор Янукович предложил создать трехсторонний постоянно действующий консультативный орган в формате «Украина – Европейский Союз – Таможенный союз».
23 ноября статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что Россия ждет реакции руководства Евросоюза на предложение о проведении трехсторонних переговоров с Украиной и ЕС.
В то же время министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявил, что сомневается в возможности включить Россию в диалог Украины и ЕС по подготовке к Соглашению об ассоциации.
Выступая во время Вильнюсского саммита, президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что трехсторонние переговоры в формате ЕС — Украина — Россия возможны только в энергетических вопросах.
26 ноября президент России Владимир Путин призвал деполитизировать вопрос ассоциированного членства Украины с ЕС и провести по предложению президента Украины Виктора Януковича обсуждение этой темы в трехстороннем формате.
22 ноября премьер-министр Николай Азаров решение Кабмина приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС связал с крайне жесткими условиями предоставления кредита Международным валютным фондом (МВФ). Он подчеркнул, что решение правительства страны о приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС носит тактический характер и вызвано сложившейся экономической ситуацией.
Николай Азаров также заявил, что Украина не собирается присоединяться к Таможенному союзу после решения о приостановлении подготовки к ассоциации.
Об основных этапах политики балансировки Украины между Россией и Европой читайте в статье Федора Михайловского «Долгая дорога в ЕС, или Точка невозврата для Украины».
О последствиях приостановки украинской евроинтеграции для внешней политики Украины читайте в статье Артема Ивановского «Перенос ассоциации с ЕС: поражение или победа».
Подробнее о причинах приостановки Кабмином украинской евроинтеграции читайте в статье Дениса Захарова и Сергея Шевчука «Цена евроинтеграции – эмоции и сухой расчет».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.