Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Запад пошел на Восток или География украинского протеста

29 января 2014, 08:00 4

Противостояние в Украине с каждым днем все меньше напоминает «мирный протест» и все более походит на попытку свержения власти неконституционным путем. Митингующие скандируют «Революция!», однако в отличие от настоящих революционеров в случае поражения они уйдут от ответственности по очередному политико-правовому закону об амнистии.

Осознание этого факта и соответствующий прецедент подстегивает агрессивно настроенную толпу, ощущающую себя украинскими крестоносцами с заранее отпущенными грехами. Впрочем, провальные штурмы в Днепропетровске и Запорожье показали, что по ту сторону закона шагнули не только «революционеры», но и другие вооруженные группы — «титушки», а ответственность, пусть и неправовая, наступает.

Не оправдывая ни тех, ни других, хотелось бы разобраться, кто и зачем ввел в Украине моду на захват административных зданий, и каковы перспективы государства, потерявшего монополию на применение легитимного насилия?

В интересах революции

«Цветные революции», «мирный протест», «ненасильственная борьба» — после провала свержения власти в Белоруссии стало понятно, что сильный режим вполне может устоять при грамотной и последовательной тактике. Как надо правильно расправляться с общественным недовольством лучше других показали Соединенные Штаты, жестко подавив движение «Захвати Уолл-стрит!».

В результате «менеджеры революции» всё чаще стали прибегать к новому, гибридному формату, сочетающему «мирный протест» и вооруженную борьбу. Так был свергнут режим в Киргизии летом 2010 года, а затем мир всколыхнула целая волна восстаний, названная «Арабской весной».

Что-то похожее происходит и в современной Украине, где вооруженные протестующие не брезгуют применять насилие. Беспрецедентным для отечественной истории стал захват административных зданий: началось все в Киеве, продиктовано было «естественными нуждами» «Майдана», а вот в 2014 году из столичной искры вспыхнуло настоящее пламя.

Расширение «территории Майдана» привело к необходимости поиска новых убежищ для обогрева и ночлега — оппозиция инициировала и провела захват «Украинского дома», ранее служившего одной из баз для «силовиков». А вот зачем понадобилось штурмовать министерство АПК и юстиции — остается загадкой и для самих «революционеров», открестившихся от радикальных действий Александра Данилюка и его «Спільної справи».

Штаб национального сопротивления поспешил назвать Данилюка «провокатором», якобы умышленно предоставляющего Виктору Януковичу повод ввести в стране чрезвычайное положение. К слову, Данилюк и его «СС» еще в середине декабря что-то не поделили со «свободовцами», и были изгнаны из КМДА.

27 января выдалось богатым на события, связь между которыми достаточно очевидна: захват министерства — освобождение Андрея Дзиндзи — задержание в аэропорту беременной жены Данилюка — добровольный уход «Спільної справи» из министерства — благополучный вылет супруги «революционера» домой (то бишь в Лондон, где и положено находиться семьям настоящих патриотов).

Однако куда как более драматично события развиваются в регионах, где размеренное течение политической жизни вдруг сменилось настоящим взрывом.

Давай вечером с тобой встретимся

23 января львовские «революционеры» ворвались в здание областной государственной администрации и заставили губернатора Олега Сало написать заявление об отставке. Проходит всего несколько дней, а на удивление организованные «стихийные восстания» прокатываются по всей Западной и Центральной Украине.

Обозреватели уже подчеркивали, что все акции проходят по одному и тому же сценарию, а последний скандал с «краснокурточниками» только усиливает подозрения в отнюдь не самоорганизующемся протесте.

Оказалось, что практически во всех городах тактическое руководство во время «стихийных восстаний» осуществляли люди в красных куртках (в следующий раз они могут быть в белых шапках или с желто-синими флагами — суть «косынки» от этого не меняется), вероятно — «десятники».

Разумеется, большинство воинственно настроенной толпы составляли ничего не подозревающие аборигены — «гастролеров» и «профессиональных штурмовиков» и не должно быть много. Но толпа — она на то и толпа, чтобы им подчиняться: кто-то ж должен показать, как ломать брусчатку и бросать «коктейли»

География протестов вновь показала, как сильно разнится Западная и Восточная Украина. Лучше всего экономические, ментальные и культурные различия регионов «схватываются» в электоральном измерении: вот и сейчас достаточно наложить любую карту голосований (1994, 2004 или 2012 года) на «территорию захватов», чтобы убедиться в наличии как минимум двух «Украин» и буферной зоны между ними, вблизи которой и разворачиваются самые кровопролитные бои.

За 20 лет мало что изменилось, и преодолеть ось Харьков-Одесса «революционерам», судя по всему, не удастся. Что касается самих захватов, от организации которых оппозиция открещивается, то их прямым следствием стала дестабилизация ситуации, усугубляющая кризис государства.

В первую очередь речь идет об утрате государственной монополии на применение легитимного насилия: судебная система, правоохранительные органы, законы — все это теряет свою силу. Зато в качестве субъектов, претендующих на право осуществления правосудия и применения силы, выходят «ультрас», «титушки», «правые радикалы», «отряды самообороны»

26 января во Львове объявили о создании «Национальной гвардии Украины» — объединении граждан, владеющих легальным огнестрельным оружием. По другую сторону баррикад уже активно создаются «народные дружины» из числа сторонников действующей власти. Это по-настоящему опасно, и до гражданской войны тут рукой подать… Отдают ли себе отчет политики, до чего довела Украину их борьба?

Как на войне

Этот за версту отдающий пафосом риторический вопрос подводит к главному — кто стоит за захватами административных зданий? Из множества версий остановимся на четырех, наиболее популярных и симптоматичных.

  1. За захватами никто не стоит — это спонтанный акт угнетенного народа и его бунт против бандитской власти. Эту наивно-романтическую версию озвучивает оппозиция, и, как ни странно, многие верят. Так сказать, от создателей «Устами украинского народа говорит Бог» — комментировать тут особо нечего.
  2. За захватами административный зданий стоит кто-то из оппозиционеров, заинтересованных в дестабилизации ситуации, получении лишнего козыря при переговорах и взятии под контроль ряда областей. Эта версия из разряда тех, что первыми приходят на ум. Из основных аргументов в ее пользу: захваты административных зданий являются инструментом легитимации того фарса, который оппозиционеры называют «народной радой». Ею попытаются подменить не только законные органы местного самоуправления, но и президентскую вертикаль губернаторов. Плюс ко всему — символическое значение свержения «людей президента», которое должно вселять уверенность в неминуемой победе революции в сторонников и (главное) спонсоров «борцов с режимом».
  3. За захватами административных зданий стоят Соединенные Штаты, в Украине реализовывается «ливийский сценарий», и все мы стали заложниками большой геополитической игры. Одним из первых с конкретными именами эту версию озвучил нардеп Олег Царев; в целом, ее поддерживает немалое количество жителей Юго-Востока страны, привыкших видеть «тень дядюшки Сэма» там, где правобережные украинцы усматривают «руку Кремля».
  4. За захватами административных зданий стоит Кремль; сами захваты — одно из последних звеньев достаточно тонкой комбинации. Пожалуй, лучше других о «руке Кремля» написал Анатолий Шарий, сделав из конспирологической по сути весьма правдоподобную версию.

Безусловно, каждый сам решает, какая из предложенных версий ему по душе, и далеко не всегда, увы, это связано с ее правдоподобностью. Пока же ясно одно: текущая ситуация выгодна кому угодно, но не государству Украина и ее гражданам.

Румыния и Венгрия, пока вполголоса, но уже предъявляют свои извечные претензии на Буковину и Закарпатье. Что дальше? Крым? Обрусение Востока и ополячивание Запада? У лидеров оппозиции есть отличный повод доказать свою любовь к Украине и немного поразмыслить в качестве государственных деятелей, а не политиков. В противном случае, пожелав все и сразу, кто-то из них если и станет президентом, то уже другого государства в иных границах…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях