Одной из слабых позиций президента Петра Порошенко является отсутствие у него своей политической команды. Это не помешало ему выиграть президентские выборы, но может осложнить работу на посту главы государства. Когда у президента нет своей партии, есть риск, что «короля сыграет свита». Порошенко известен своей харизматичностью, но справится ли он с проблемой поиска на ходу подходящих кадров для команды реформирования страны?
Порошенко явно не рассчитывал в этом году занять высший государственный пост. Он не проводил глубокой подготовки к выборам 2015 года, рассчитывая на место министра в правительствах Партии регионов.
Частично вопрос отсутствия у Петра Алексеевича своей команды был на предвыборном этапе решен с помощью структур братской партии УДАР. Но союз с партией Кличко никак не может заменить Порошенко наличие собственной политической партии.
Тут, однако, стоит напомнить, что и сам УДАР в свое время формировался по весьма скороспелому принципу. Младший партнер Порошенко – Виталий Кличко также в свое время подвергался критике за слабую командную работу. По сути, УДАР держался и держится на личном рейтинге Кличко. Если убрать из списка Виталия, то непонятно на чем УДАР будет строить свою дальнейшую агитацию?
Формально Порошенко подчиняется малоизвестная широкой общественности партия «Солидарность». Но эта партия при всем к ней уважении больше существовала как бренд, чем как реальная структура с крепкими позициями в регионах. Если досрочные выборы все-таки состоятся, на основе «Солидарности» может возникнуть новая «партия власти». Такие примеры уже бывали в нашей недавней истории, но запутанная сегодняшняя ситуация вносит свои коррективы. Партию Порошенко собирается возглавить Юрий Луценко. Луценко хорош в качестве организатора протестных акций, но в этом случае у него будет совсем иная задача.
Здесь потребуется кропотливая, кулуарная работа по привлечению новых сторонников. Работа на перспективу, а не на яркую телевизионную картинку.
В этой ситуации возникает вопрос: нужна ли Порошенко своя базовая партия? Ведь президент «единой страны» может быть выше всех этих узкопартийных интересов. На первый взгляд, именно сейчас Порошенко, не будучи связан такими «нюансами», может вести работу по организации широких политических коалиций.
Но, такие коалиции не очень приживаются в украинской политике, а вот отсутствие своей сплоченной команды может поставить под вопрос возможность реализации собственной политической линии.
А события на востоке страны и завышенные ожидания сторонников Майдана не оставляют возможности для длительного создания команды. В такой ситуации президент может быть склонен к неожиданному выбору кандидатур. Стоит напомнить, что назначение Бориса Ложкина главой Администрации Президента только подтвердило предположения о непредсказуемой кадровой политике Порошенко.
Главой АП так и не стал «ударовец» Виталий Ковальчук, что было бы логично, учитывая некоторый вклад партии в организационную сторону президентской кампании Порошенко. УДАР вряд ли станет базовой партией Порошенко, так и оставшись в роли политического союзника.
Отметим, что в нынешней парламентско-президентской системе власти глава государства не является единственной центральной фигурой. А в своей инаугурационной речи Порошенко подтвердил приверженность именно такой форме республики.
В дальнейших своих выступлениях президент напомнил о необходимости четкого разделения властных полномочий между главой государства, главой правительства и парламентом. Это необходимо, так как еще совсем недавно Украина пережила тяжелый опыт парламентско-президентской республики. В 2006-2009 годах страну хронически сотрясали большие и малые политические кризисы, вызванные нечетким распределением властных полномочий между первыми лицами государства.
Обещанная Порошенко перезагрузка власти подразумевает проведение досрочных парламентских выборов. Их проведение в ближайшее время пока остается под вопросом.
Но, именно в этом случае Порошенко может попытаться создать свою политическую силу, чтобы далее не опираться на арендованные ресурсы УДАРа и других попутчиков. Парламентские выборы таят немало возможностей в условиях быстро изменившейся структуры власти. Эти возможности, однако, могут растаять, если президент потеряет время.
Без своей крепкой фракции в Верховной Раде, глава государства будет слабой фигурой. Ему просто не на что будет опираться в повседневной борьбе с противниками и случайными попутчиками.
Тогда реальный центр власти станет смещаться в сторону правительства. Кабмин, имеющий поддержку парламентского большинства, сможет нивелировать влияние президента. Правда, в этой ситуации большое значение имеет фамилия главы правительства.
Нынешний премьер Арсений Яценюк вряд ли способен составить серьезную конкуренцию Порошенко в борьбе за властные полномочия. Но ситуация может резко измениться, если каким-то образом правительство возглавит Юлия Тимошенко. В целом, для Порошенко желательно создание про-президентского большинства в ВР, что автоматически снимет вопросы распределения полномочий между главой государства и главой правительства.
Но, на сегодняшний день неясными остаются возможные контуры такого «про-порошенковского» большинства. Ранее избрание нового президента автоматически приводило к переформатированию партийной системы или большинства в парламенте. Так складывалось, что новый глава государства мог рассчитывать на лояльность части своих бывших противников.
Но сегодня ситуация не так однозначна. Порошенко пока что не имеет решающих властных полномочий. Ему придется делить их с главой правительства.
Это уже ослабляет порыв политиков жаждущих присоединиться к новому лидеру страны и его партийному проекту. Также свою лепту в неопределенность партийного будущего вносит война на востоке страны. Никогда ранее новая власть в Украине не сталкивалась с такими сложностями и это тоже влияет на скорость и качество создания президентской партии. Таким образом, сегодня для президента остается критически важным нащупать свои партийные возможности, чтобы затем не оказаться в роли главы государства без реального влияния.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.