Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Харьков без Ленина: осколки Ильича раскололи Харьков

2 октября 2014, 09:00 15

В воскресение, 28 сентября, в Харькове разрушили самый большой в Украине памятник Ленину. Уже на следующий день возле опустевшего постамента начались столкновения, а харьковчане разделились на три неравные группы – тех, кто против сноса памятника, тех, кто против сноса таким нецивилизованным способом, и ликующих сторонников падения Ильича.

«За Украину!» вместо «Марша мира»

Разрушение памятника стало завершающим аккордом прошедшего 28 сентября марша «За Украину!», в котором приняло участие несколько тысяч харьковчан и гостей города. Среди «гостей», как выяснилось позже, был и народный депутат от «Свободы» Игорь Мирошниченко, который в эфире «Шустер-Live» годичной давности обещал Геннадию Кернесу уничтожить памятник.

При этом заявку на проведение воскресной акции в центре города подавала и Коммунистическая партия, но ей городские (!) власти в проведении «Марша мира против войны» отказали. В результате весь день центр Харькова был наполнен вышедшими «за Украину» патриотами, но вот ближе к вечеру в авангарде движения остались только молодые люди в масках и балаклавах.

Именно они без всякого сопротивления со стороны милиции стали инициаторами разрушения памятника, где-то раздобыли болгарку и начали пилить ноги Ленину. Когда стало очевидно, что монумент не устоит, губернатор области Игорь Балута спешно выдал распоряжение о демонтаже памятника, на основании которого днем позже его шеф Арсен Аваков демонстративно закроет дело о сносе 50-тонного Ленина.

На площади собралась толпа зевак, а попытавшегося помешать националистам харьковчанина избили. Вскоре памятник рухнул, и толпа бросилась подбирать осколки истории.

На следующий день с самого утра на площади стали собираться люди – одни с цветами и слезами на глазах, другие в масках и с украинской символикой. Несмотря на закрытые центральные станции метро, избежать столкновений не удалось – ближе к вечеру «патриотам» надоело ждать, и они решили отбить территорию возле постамента.

Кровь, слезы, раскол… У многих харьковчан возникло два вопроса – кому всё это было нужно и где была милиция. С первым разобраться сложнее, а вот со вторым всё понятно – милиция была с народом… в фейсбуке.

Знатоки истории

Разумеется, Арсен Аваков не мог оставить без своего комментария такой резонансный повод: «Ленин? Пусть падает. Лишь бы люди не пострадали. Лишь бы этот кровавый коммунистический идол, уходя, не добавил себе жертв. Лишь бы негодяи и подлецы не воспользовались бурей эмоций харьковчан, не использовали это для очередных столкновений».

Советник министра МВД Антон Геращенко пошел дальше и вовсе назвал снос памятника «ответом на агрессию России», а Ленина – «мучителем и палачом украинского народа». Не были бы активисты «Социал-национальной Ассамблеи» более полезны в зоне АТО вместе со своими «побратимами» из батальона «Азов», Геращенко не уточнил.

Другой идеологический полюс озвучил свою позицию устами мэра Геннадия Кернеса: «Чтобы не тратить много слов, скажу одно – памятник Ленину на площади Свободы в Харькове мы обязательно восстановим. То, что произошло сегодня ночью, это прямое нарушение Закона. Очень важно понимать, что ни один из работников правоохранительных органов не сделал ни единого предупреждения в адрес людей, разбивавших монумент. Милиция не защитила интересы территориальной громады, а ведь памятник находился на балансе города Харькова».

«Фейсбучная армия» нанесла ответный удар, и еще один одиозный советник министра МВД Зорян Шкиряк публично заявил, что за сносом памятника может стоять сам Кернес. Говорить на белое черное – это, вероятно, новый стиль украинской пропаганды и ее топ-спикеров. Тем не менее, Кернес получит определенную политическую выгоду от произошедшего, равно как и украинские коммунисты вместе с другими оппозиционерами. Ну а в наибольшем выигрыше от разрушения памятника, безусловно, Кремль…

Кому выгодно?

Стратегия официальной украинской пропаганды – переводить звучащие в адрес радикальных патриотов обвинения в неонацизме в шутку, сводить их к абсурду. Однако убеждать в этом украинцев с каждым днем становится всё сложнее, не говоря уже о жителях других стран.

Для Кремля картинка была подобрана идеально: из множества националистических организаций именно «Социал-Национальная Ассамблея», чей символ так отчетливо напоминает свастику не вникавшему в суть вопроса гражданину, стала авангардом разрушения памятника.

Разрисованный псведосвастикой постамент, сброшенный с него Ленин, позирующие для фотокамер воинствующие националисты в черных масках – что может быть лучше для российского агитпропа? В свою очередь, мировые СМИ были несколько смущены радикализмом украинцев.

К примеру, журналисты британского «The Guardian» в своей статье пришли к следующим выводам: «В некоторых частях бывшего СССР советское наследие используется для того, чтобы объяснять все беды и несчастья, тогда как в других это источник нежной ностальгии по лучшим временам. Объединяя прошлое и настоящее в единое целое, мы рискуем оживить ушедшие в прошлое битвы, не понимая хорошенько, в чем же наши сегодняшние проблемы».

«Оживить ушедшие в прошлое битвы» у кукловодов акции действительно получилось: Харьков оказался расколот, а ведь именно Слобожанщина находится в наибольшей зоне риска после Донбасса. Пребывающее в коматозном состоянии харьковское сепаратистское движение может получить серьезную подпитку, и речь идет как о финансах, так и о сторонниках.

Крутое пике

Не стоит забывать и о предвыборном контексте: крушение памятника, вероятно, нанесет в регионе наибольший урон «Блоку Порошенко» и его выдвиженцам. В отличие от избирателей «Свободы», «Радикальной партии», а также «Батьківщини» и «Народного Фронта», сторонники Петра Порошенко видели в нем миротворца, более умеренную и компромиссную фигуру.

Сейчас же ситуация для избирателей президентской силы (особенно старшего возраста) выглядит таким образом: или Порошенко за одно с радикальными националистами, или он слишком слаб, чтобы их приструнить. Улица управляет государством, власть потакает толпе. В свою очередь, электоральные бонусы из ситуации могут извлечь оппозиционеры, балансирующие на грани попадания в парламент – КПУ и «Оппозиционный блок».

Так или иначе, Ленин ушел с центральной площади, а на постаменте остался только его ботинок, вызвавший в сети ассоциации с выступлением Хрущева на заседании Совета безопасности ООН. Сам постамент очистили от псевдосвастик, и теперь на нем только красноречивое и лаконичное «ЖИВ»…

Жив он, увы, и в рьяном желании новых национал-большевиков «взять всё и переделить», решать политические вопросы по принципам «революційної доцільності» и расправляться с оппонентами с позиции силы. Идя войной на тоталитаризм, порой, и сам не замечаешь, как уподобляешься своему врагу – у Украины осталось очень немного времени, чтобы опомниться…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях