Сегодня, 10 декабря, состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке I сессии Верховной Рады VII созыва.
Журналистов, спешивших к началу заседания подготовительной группы, в фойе здания Верховной Рады встречали нарядно одетые люди с цветами. Они громко о чем-то переговаривались, направляясь в гардероб. Это были сотрудники аппарата парламента, с которыми ранним утром провел прощальную встречу экс-спикер Владимир Литвин.
- Он с нами прощался, с аппаратом, – говорила немолодая женщина, всхлипывая. – Жаль, конечно, до слез жаль.
В это время депутаты, составляющие подготовительную группу, один за другим занимали свои кресла, увлеченно разглядывая папки с документами.
Войдя в зал с черного входа, председатель подготовительной группы Владимир Литвин без промедления сообщил, что на повестке дня два вопроса: размещение депутатов в сессионном зале и руководство комитетов парламента. По его словам, депутаты на предыдущих заседаниях рассматривали четыре варианта рассадки, но так и не пришли к согласию. И тут же предложил подробно рассказать о сложившейся ситуации коммунисту Валентину Матвееву, которому поручено не только возглавить подгруппу по выдаче служебных квартир парламентариям, но и рассадить депутатский корпус в сессионном зале.
- Рассматривались пять вариантов размещения, предложенные разными политическими силами, – перелистывая бумаги, поправил Матвеев Литвина.
Он извлек из папки схему №1 и сказал, что этот вариант предложен на первом заседании подгруппы и практически не изменился. Депутаты от оппозиции неодобрительно зашумели, на что Матвеев проворно извлек схему №2, заявив, что ее предложили именно оппозиционеры из «Батькивщины».
- Обратите на него внимание, речь идет о размещении народных депутатов так: слева – Партия регионов и коммунисты, а справа – «Батькивщина», «Свобода» и УДАР.
Пока сами оппозиционеры изучали содержимое своих папок, коммунист уже держал в руке схему рассадки №3.
- Этот вариант предложен нашим коллегой Давидом Жванией, с выходом самовыдвиженцев на правую сторону зала, - объяснил Матвеев.
Водя указательным пальцем по схеме, он добавил, что существует и вариант №3а, согласно которому вносится небольшое изменение относительно месторасположения самовыдвиженцев - им предлагается выделить еще больше мест в первых рядах.
Наконец, достав из папки последнюю схему, предложенную Всеукраинским объединением «Свобода», Матвеев сообщил, что "свободовцы" хотят сидеть в первых рядах в правой части сессионного зала, а самовыдвиженцы пусть довольствуются местами "на галерке".
- На голосовании за эти проекты присутствовали семь из восьми членов подгруппы. Результаты такие - за вариант номер один проголосовали «за» четыре члена подгруппы, три – «против». За второй, третий, третий «а» и четвертый варианты проголосовали три депутата «за» и четыре – «против», - сказал он. Однако тут же поправился, сказав, что схему Жвании поддержали также четыре депутата. Получалось, что два предложения набрали одинаковое количество голосов.
- Конфликт интересов возникает у двух политических сил. Нет вопросов по размещению УДАРа и «Свободы». На этом мы сошлись. Один только принципиальный вопрос: кто займет правую переднюю часть зала? «Батькивщина» предлагает, чтобы там размещалась их политическая сила вплоть до трибуны, - сказал Матвеев.
Тут выяснилось, что претензии к предложенному варианту есть у Партии регионов.
- Предлагаю самовыдвиженцам занять места в самом конце под балконом, потому что мы тех людей, которые шли на выборы, непосредственно встречались с избирателями, закрываем, мы из-за самовыдвиженцев прячем их, с ними не могут общаться даже средства массовой информации. Я не считаю, что это правильно, - эмоционально заявил Александр Ефремов.
Неожиданно недовольство Ефремова поддержал и его давний оппонент - депутат от «Батькивщины» - Иван Кириленко.
- Выборы были партийными. И на округах голосовали за партии, главный субъект выборов – политические силы. Поэтому все политсилы, которые победили в выборах, по нашему варианту, занимают места в зале. Наш вариант главный - №4. УДАР - впереди, потом «Свобода», «Батькивщина» - за «Свободой», - сказал он и назвал компромиссным вариант №2. – Мы предлагали два варианта – один радикальный, второй – более продуманный. Мы предлагаем, чтобы все политсилы были видны для избирателей.
Подняв вверх авторучку, Кириленко обратился к присутствующим:
- Вы помните 2007 год, после того как большинство работало в другом формате по инициативе Юлии Тимошенко?
Не найдя в глазах коллег понимания своих слов, Кириленко поспешил разъяснить, что тогда Тимошенко посчитала нужным поместить оппозицию, то есть нынешнюю власть, впереди, чтобы она контролировала президиум и трибуну.
- Сегодня стоит такой же вариант рассмотреть, но вряд ли это удастся, - опустив голову, сказал Кириленко.
Слово взял представитель партии УДАР Владимир Куринной. Он сказал о поддержке 2-го и 4-го вариантов и назвал компромисс по самовыдвиженцам «странным».
- Мы не знаем, сколько самовыдвиженцев останется после формирования фракций… Это в большинстве своем будет Партия регионов, опять-таки в передней части. И где тут компромисс? Компромисса никакого нет, - сказал Куринной и предложил рассмотреть второй вариант, при котором «Батькивщина» переходит на переднюю часть правой стороны, а остальное остается так, как есть.
Предложение Куринного вызвало недовольство у Литвина, который, словно выпрашивая подаяние, попросил депутатов «уважать тех 50 людей, которые были избраны».
- Ничего плохого я о них не говорил, - возразил Куринной.
- Я еще не закончил! – осмелев, выкрикнул Литвин. – Когда ситуация изменится, мы сделаем перепланировку в сессионном зале! А пока что прошу уважительно относиться к тем 50 людям, которые избирались по закону.
Наконец, когда очередь дошла до «свободовцев», они вступили в спор с остальными: Партию регионов обвинили в следовании принципам силы, а «Батькивщине» предложили поменяться местами.
Тут как тут со своим вариантом подоспел Давид Жвания, предложив посадить самовыдвиженцев в центре.
- Это те люди, которые точно не будут блокировать трибуну. Они заинтересованы в персональном голосовании больше чем кто-либо, - с жаром говорил он.
Дискуссия вспыхнула с новой силой. Около часа прошло в спорах и взаимных упреках, Наконец, Литвин предложил определиться.
- Если у кого-то есть что-то новое, революционное, прорывное, прошу, - сказал он и сам предложил нечто революционное и прорывное: - Уважаемые коллеги, эта система, очевидно, до определенной меры будет видоизменена. Мы не знаем сейчас, как поведут себя 50 депутатов… Вы согласитесь с одним: если мы говорим о партиях - я уважаю партии, нужно посадить мажоритарщиков компактно, не надо их подталкивать в ту или иную сторону, - поучал депутатов экс-спикер, добавляя, что схема рассаживания не преследует целью оттеснить оппозицию от трибуны.
- Это абсурд!.. Мы говорим о том, что нужно создавать традиции. Так давайте их соблюдать и творить!
После очередной вспышки разногласий депутатам был предложен еще один вариант рассадки – от меньшего к большему. То есть в зависимости от количества депутатов во фракции. Прозвучало также предложение о том, чтобы разделить зал по идеологическому признаку - на правых и левых, но и оно поддержки не нашло. Затем депутаты заспорили, кто будет контролировать проходы в сессионном зале.
Первым не выдержал Литвин, нервно выкрикнув:
- Давайте голосовать! Тот вариант, который получит наибольшую поддержку, и станет временным, потому что все говорят о том, что будут смещения. Другого варианта я не вижу!
Немного поспорив с Литвином, депутаты приступили к голосованию. 16 голосами они приняли схему рассадки №3, предложенную Жванией. По ней Партия регионов и коммунисты получили места в левой части зала. При этом самовыдвиженцы занимают места в правой и левой части зала возле президиума, "Батькивщина" располагается за ними в середине зала, крайние справа места занимает УДАР, а сразу за ними - "Свобода". Оппозиция отказалась голосовать за этот вариант, заявив, что он свидетельствует о нежелании большинства выполнять норму о персональном голосовании депутатов.
Потратив на деление кресел в сессионном зале более двух часов, депутаты настолько устали, что второй вопрос повестки дня решили отложить на вторник — сил делить парламентские комитеты у них не осталось.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.