Вопрос: — Как долго Вы исследуете жизнь и наследие писателя и что в своих поисках считаете наиболее ценным?
Ответ: — Со школьной скамьи. 35 лет я дружила с внучками сестры Гоголя, Елизаветы Васильевны Гоголь, — полтавчанкой Софьей Николаевной Данилевской и москвичкой Татьяной Николаевной Галиной. Они умерли в 1984 г., в возрасте 97 и 94 лет, но до конца дней обладали уникальной памятью. Их мать — Мария Пушкина, внучка поэта Александра Пушкина, а отец — Николай Быков, племянник писателя Николая Гоголя. То есть, Пушкин и Гоголь породнились в потомстве: 30 августа 1881 г. дочь генерал-лейтенанта кавалерии Александра Александровича Пушкина обвенчалась в домашней церкви имения старшего сына поэта в пос. Лопасня (теперь г. Чехов Московской обл. — Авт.) с сыном Елизаветы Гоголь-Яновской. Я дружила со всеми потомками классиков — из Полтавы, Москвы, Ленинграда и Петрозаводска, записывала их воспоминания.
Они доверяла мне самое сокровенное о своих именитых предках, то, чем никогда не делились с писателями, художниками, журналистами. В архиве Софьи Николаевны я увидела полуистлевшую расписку, от 27 марта 1919 г., о передаче их семьей в Полтавский пролетарский народный музей (ныне — Краеведческий, — Авт.) портретов Гоголя, его личных вещей, рукописей повести «Тарас Бульба» и пьесы «Ревизор», 18-ти ранее не публикованных писем и 2,5 тысяч томов библиотеки на французском, немецком, английском, итальянском, польском и украинском языках. Много лет я пыталась отыскать это бесценное наследие. Но найти удалось лишь часть. В Санкт-Петербурге, в рукописном отделе Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, хранятся письма матери Гоголя к двоюродному брату, полковнику Петру Косяровскому, с 1819 г., однако полностью уничтожены ее послания с 1843 по 1846 гг. — когда в Васильевке жил Шевченко и рисовал их семью.
Уничтожена переписка Гоголя с его литературным наставником Иваном Котляревским. Исчезли письма Шевченко к Гоголю и его ответы поэту. 28 апреля 1884 г. сестра писателя Анна Яновская писала Пантелеймону Кулишу, первому биографу гения: «Бумаги брата, что хранились в чемодане, пропали. Цел только чемодан». Чья варварская рука и когда выкрала в Полтаве бесценные документы? Кто вырвал 22 листа из «Дневника» Лизы Гоголь за 1843-1846 гг.? Почему уничтожены более сотни писем Кулиша к Петру Плетневу в Петербург с 1845 г.?
Родовой герб Гоголь-Яновских
Вопрос: — И почему же?
Ответ: — Я часто задаю себе этот вопрос. Почему сознательно и планомерно после смерти Гоголя и Шевченко уничтожалась их личная переписка, дневники и свидетельства более 30 близких друзей, приятелей и знакомых двух пророков Украины?
— «Гоголь — зрадник, москаль. Він писав російською мовою!» — ответил мне неожиданно в декабре 1987 г. один молодой поэт в Союзе писателей Украины.
Мне много стало ясно после этих диких, черных слов. К слову, ни один украинский писатель, к кому я тогда обращалась (в частности, ни Павлычко, ни Драч, ни Яворивский), не дал своей книги с автографом для экспозиции заповедника «Гоголь и современность». «Я не достоин такой чести!» — сказал мне только Загребельный. Действительно, сейчас многие недостойны быть увековеченными своими книгами в стенах родительского дома гения!
Вопрос: — Давайте разберемся. Начнем с рождения писателя. В советское время принято было считать, что Гоголь (сын помещика и дворянина) родился во флигеле с соломенной крышей и глиняным полом...
Ответ: — Николай был третьим сыном в семье. Его мать, Мария Гоголь-Яновская, урожденная Косяровская, вышла замуж в 14 лет (в те времена ранние браки были нормой, — Авт.). Первые двое сыновей, которых она родила в 15 и 16 лет, умерли еще до крещения. Чтобы Бог даровал здоровье будущему наследнику, она подолгу молилась святителю Николаю у его чудотворной иконы в Диканьке. В его честь, как и дала обет, нарекла сына. За два месяца до родов она приехала в местечко Сорочинцы Миргородского уезда (с 1927 г. — Великие Сорочинцы, — Авт.) под наблюдение к талантливому врачу, бывшему военному хирургу Михаилу Трохимовскому. Доктор был известен еще тем, что бесплатно лечил крепостных крестьянок. Для них он и построил флигель, взяв в аренду у генеральши Протасовой участок земли.
Мария Ивановна просила молиться о наследнике также местного священника — до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти, а после отслужить благодарственный молебен.
«Марта 20. У помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22-го, — гласит запись из метрической книги местной Спасо-Преображенской церкви Сорочинец. — Молитствовал и крестил священно-наместник Иоанн Беловольский. Восприемником был господин полковник Михаил Трахимовский».
Для слабого и худого младенца лекарь придумал аналог нынешнего инкубатора для недоношенных новорожденных. Полтора месяца он выхаживал ребенка, купая в череде и тепло укутывая ватой. В благодарность за спасение маленького Николая родители пригласили сына врача стать его крестным отцом.
Потрет Гоголя 1839 года. Работа «неизвестного художника» Тараса Шевченко
Вопрос: — Что Вам известно о генеалогических корнях Гоголя?
Ответ: — По бабушке (матери отца), Татьяне Лизогуб, писатель кровно связан со знатными казацкими родами: наказными гетманами Михаилом Дорошенко и Яковом Лизогубом, гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенко и Левобережной — Иваном Скоропадским. По женской линии — Гоголь в родстве с гетманом Павлом Полуботком и Иваном Мазепой. В его роду полковники: черниговский Ефим Лизогуб, нежинский Степан Забела, киевский Михаил Танский, переяславский Василий Танский.
Он — внук офицера лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге Ивана Косяровского и секунд-майора Афанасия Гоголь-Яновского, племянник генерал-майоров Иллариона, Ефима и Андрея Трощинских, полковника Петра Косяровского, подполковника Павла Косяровского и поэта Ивана Косяровского, а также внучатый племянник выдающегося полковника Семена Палия. В польских ветках рода Гоголя, которые я изучала по архивам Речи Посполитой (с 1394 г.), много священников. Духовными пастырями были и предки писателя по мужской линии — Яновские.
Ни один украинский писатель не имеет и вряд ли будет иметь такое высокое родство.
Вопрос: — Биографы пишут, что в доме родителей Гоголя была единственная книга — роман Михаила Хераскова «Кадм и Гармония»...
Ответ: — Они забывают, что дед Гоголя по отцовской линии, Афанасий Гоголь-Яновский, окончил Киевскую духовную академию, владел латынью, греческим, немецким, польским, русским и украинским языками. Семинарской библиотекой в то время заведовал знаменитый ученый Михаил Ломоносов — его книги тоже составляли личную библиотеку деда. Отец Гоголя, украинский поэт и драматург Василий Гоголь-Яновский, закончил Полтавскую семинарию, где учился также и Иван Котляревский. Этот великий писатель, близкий друг семьи, стал литературным наставником Николая. Когда в марте 1825 г. внезапно скончался Василий Афанасьевич, Иван Петрович взял талантливого подростка под свою опеку. Этот факт ученые упорно игнорируют почти 170 лет.
Шевченко рисовал Гоголя на литературной встрече у Николая Прокоповича, где писатель читал первые главы поэмы «Мертвые души» (16 декабря 1839 г.)
Вопрос: — Значит, в его генах — польская и украинская кровь. Но писал он в основном на русском языке. Кем он себя чувствовал?
Ответ: — Несомненно, украинцем. По роду, генам, самоощущению и самоотдаче. В его семье говорили на украинском языке. В своих зарубежных поездках в графе «национальность» Гоголь писал: «украинец». Равно как и большинство его потомков.
Однако Пантелеймон Кулиш назвал «одною из счастливых случайностей» тот факт, что для автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» языком творчества стал язык русский, а не украинский. Он считал, что у молодого Гоголя полученное от отца «первое побуждение к изображению малороссийской жизни» не подкреплялось таким знанием украинского языка, которое обеспечивало бы ему полную творческую свободу.
Критику Кулиша опроверг друг Гоголя, историк-филолог Михаил Максимович: «Гоголь свое родное малорусское наречие знал основательно и владел им в совершенстве». И добавил: «А если бы он решился писать родным наречием свои малороссийские повести, тогда что были бы перед ним и «Приказки» Гребенки, и «Черная рада» Кулиша, и даже повести Основьяненка».
Биографы искажают смысл письма Гоголя к Смирновой-Россет от 24 декабря 1844 г. из Франкфурта. Он сообщал: «Скажу, что я сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве». Критики упоминают обычно лишь первое предложение из этой цитаты, но никак не последнюю, важнейшую ее часть.
Вопрос: — Известно, что Тарас Шевченко приехал в Петербург в феврале 1831 г. Гоголь выехал оттуда в июне 1836-го. Какие отношения были у них и какую роль сыграли в судьбе поэта?
Ответ: — Ученые еще умалчивают, что Гоголь жил 48 дней в Петербурге в 1839 г., пять дней — в 1841-м и 11 дней — в 1842-м. Тогда же Шевченко представил своему литературному учителю сепию «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». В ответ Николай Васильевич подписал Тарасу Григорьевичу первый том «Мертвых душ». Кобзарь бережно хранил его в своей библиотеке. Однако после смерти поэта книга с автографом Гоголя была преднамеренно уничтожена.
Шевченковеды также молчат о том, что Шевченко дважды рисовал портреты Гоголя в 1839 г. в Петербурге. И о том, что, проживая 150 дней в Москве, классик вел активную переписку с молодым поэтом. Чтобы встретиться, землякам не нужны ни 1800 дней, ни 48, ни 5 или 11 дней. Им достаточно полчаса!
Меня глубоко оскорбляет, когда биографы утверждают: «Не было бы Сошенко — не было бы Шевченко». Иван Сошенко честно отрицал приписываемую ему честь быть благодетелем поэта: «Меня тронула жалкая участь молодого человека, но помочь ему я был не в состоянии, — говорил он Михаилу Чалому в 1862 г. — Да и чем мог пособить его горю я, бедный труженик, маляр, работавший бесправно из-за куска насущного хлеба, без связей, без протекции, без денег?»
Если причины создания мифов о гениях в прежние времена понятны, то нынешнюю однобокость суждений многих ученых постичь сложно. Как можно сегодня утверждать, что Гоголь и Шевченко не встречались, не переписывались и вообще не знали друг друга? За четыре месяца до своей смерти, в ноябре 1851 г., в присутствии 20-летнего Григория Данилевского, Гоголь признался Осипу Бодянскому: «Я знаю и люблю Шевченко как земляка и даровитого художника; мне удалось и самому кое-чем помочь в первом устройстве его судьбы».
Именно Гоголь написал рекомендательное письмо петербургским графам и генералам (в частности, на имя вице-президента Академии художеств графа Толстого и полтавчанина конференц-секретаря Григоровича) в Общество поощрения художников, чтобы они «приняли на обучение крепостного, 21-летнего Тараса». По законам высшего общества, такое право имел только дворянин. Именно Гоголь четыре года оплачивал его обучение. И всю жизнь хранил это в тайне. Именно он, в числе 25 дворян, дал деньги на выкуп Шевченко из рабства в апреле 1838 г.
Сам поэт знал об этом и писал из Оренбурга 7 марта 1850 г.: «Перед Гоголем должно благоговеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовию к людям!» Не оспорил факта их личного знакомства ни один из современников двух титанов. Не выступил с опровержением тот же Кулиш, в деталях знающий все перипетии личных встреч и переписки гениальных земляков.
Портрет Елизаветы Гоголь-Яновской с собственноручной подписью поэта «1845. Т.Шевченко» (научное открытие Р. Смирновой)
Вопрос: — Что же об этом свидетельствовали потомки Гоголя?
Ответ: — Софья Данилевская неоднократно слышала от Ольги Головни, младшей сестры Гоголя, что Шевченко приезжал к ним в имение, жил и работал у их матери, рисовал их портреты и виды Васильевки. То же самое было записано в дневнике 20-летней Елизаветы Гоголь. Его многие годы хранила Софья Николаевна, и в 1943 г. передала Дмитрию Косарику, тогда еще молодому офицеру, а впоследствии известному ученому Института литературы им. Шевченко. В 1956 г. он опубликовал эти свидетельства в своей книге «Дорогами великого Кобзаря».
Более того, существует портрет Гоголя работы Шевченко 1839 г. До 2007 г. он был представлен в экспозиции Государственного музея Шевченко в Киеве. В 2006 г. табличку об авторстве поэта заменили на «Неизвестный художник».
Прямо под собственным автографом Шевченко на сюртуке писателя! Казус разрешить, понятно, не удалось, вот и спрятали в итоге реликвию в запасник, долой с глаз любопытных. Но суть в другом: шевченковеды по-прежнему упорно доказывают, что два гения не знали друг друга. А посвященное в 1844 г. своему учителю стихотворение «Гоголю» поэт якобы написал просто так, и даже не решился отослать. Хотя все ближайшие друзья Николая Васильевича имели списки этого послания.
(окончание следует)
Комментарии
1Прозреваем !!!!!!