Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперты: Для модернизации украинских НПЗ нужно 2-3 года

24 июля 2013, 15:19 0

Отказ продлевать стандарт бензина Евро-3, хотя еще месяц назад дело обстояло иначе, вызвал недоумение среди экспертов. Продление действия старых ГОСТов на бензин касаются напрямую работы Шебелинского ГПЗ. При этом эти стандарты, в принципе, должны были быть отменены давным-давно, но лоббизм местных производителей приводил к тому, что стандарты продлевались. В целом, времени для перехода на стандарты Евро-4 и Евро-5 у украинских НПЗ было более чем предостаточно. Сейчас при самых лучших раскладах необходимо 2-3 года, чтобы произвести модернизацию НПЗ. Об этом в эксклюзивных комментариях для Inpress.ua говорят эксперты в области топлива.

Напомним, что министр энергетики Эдуард Ставицкий передумал продлевать старый стандарт бензина Евро-3, хотя еще месяц назад говорил обратное, передает LB.ua

16 июля он направил письмо к вице-премьеру Юрию Бойко, в котором просит поручить Минэкономразвития обеспечить продление до 1 июля 2014 года стандарта Евро-3 только по дизельному топливу. О бензине в письме речь не идет.

Необходимость продления старого стандарта на дизтопливо Минэнерго объясняло тем, что около 10-20% украинского потребления обеспечивается за счет поставок через трубопроводную систему российского «Транснефтепродукта», которая заполнена топливом Евро-3. Оно используется для потребностей сельхозпроизводителей, а также «Укрзализныци».

В письме отмечается, что действие старых стандартов качества нефтепродуктов уже неоднократно продлевалось, но государственный Шебелинский ГПЗ, а также Надворнянский НПЗ и Дрогобычский НПЗ (контролируются группой «Приват»), неспособные производить более качественное топливо, так и не воспользовались отсрочками для модернизации.

По словам эксперта по энергетическим вопросам Валентина Землянского, эти стандарты, в принципе, должны были быть отменены давным-давно. «Речь об этом шла, если я не ошибаюсь, года где-то с 2008-го. Но постоянно лоббизм местных производителей приводил к тому, что стандарты продлевались, то есть нежелание вкладывать деньги в модернизацию приводило к тому, что эти стандарты продлевались. И вот было предложение последнее о том, чтобы продлить их вообще до 2016 года, хотя все прекрасно понимали, что морально они уже устарели. И в принципе, они могли распространяться исключительно на сельскохозяйственную технику, на военную технику, которые действительно работают еще на высокооктановых, бензине и, собственно говоря, солярке. Вот это — да. А основная категория потребителей перешла по большому счету на стандарты Евро-4 и Евро-5», — говорит эксперт.

Относительно возможностей перевода украинских НПЗ на новые стандарты эксперт отмечает, что это программа не одного года, порядка 2-3 лет необходимо для того, чтобы произвести модернизацию.

«Это процесс производственный, то есть в любом случае, чтобы что-то заработало, надо что-то построить. Времени было более чем достаточно. Хотя, в принципе, тот же Лисичанский НПЗ — он уже выпускал продукцию Евро-4, насколько я знаю. Заправки того же Shell-а — они реализовывали продукцию Лисичанского завода, которая шла уже как бы на уровне высокого стандарта, ГОСТа 2007 года. Тот же экс-собственник одесский НПЗ „Лукойл“ заявлял о том, что часть мощностей была модернизирована. То есть вопрос в желании вложения денег в отечественную нефтепереработку. Если такого желания нет, причем у частных инвесторов, — потому что, по большому счету, в собственности государства кроме Шебелинского ГПЗ уже ничего не осталось — то и говорить не о чем», — подчеркивает Валентин Землянский.

По словам эксперта, относительно прогнозов работы украинских НПЗ «есть заявления по Одесскому НПЗ; по Лисичанскому — непонятно, как там будут развиваться события, ну Кременчуг работал и до этого; в принципе, какие-то действия по модернизации проводились».

«Но для того, чтобы ситуация изменилась, скажем, в ближайшие пару лет, я оснований не вижу. До тех пор пока не будут вкладываться дальнейшие средства в модернизацию НПЗ. Поэтому я думаю, что в ближайшие год-два мы еще будем импортозависимой страной. При условии того, скажем, что частный капитал пойдет на инвестирование в модернизацию», — резюмирует Валентин Землянский.

Как отмечает главный редактор еженедельника «НефтеРынок» Александр Сиренко, всем понятно, что продление действия старых ГОСТов на бензин касаются напрямую работы Шебелинского ГПЗ, которое без них просто останавливается. «Я думаю, что в зачетке у министра вряд ли будет положительным результатом остановка еще одного завода», — говорит эксперт.

«У нас два стандарта работают с 2008 года, а старые не продлеваются. У них закончился срок действия 30 июня. И до сих пор нельзя продавать, импортировать, производить дизтопливо и бензины по ГОСТам 2001 года. Минэкономики до сих пор не опубликовало этот приказ, несмотря на то, что уже договорились. Даже по дизтопливу. То есть тут два вопроса. Почему так долго, то есть что мешало сделать это в срок? И второй вопрос — а почему только дизтопливо, потому что без ГОСТов бензина не сможет работать Шебелинка. Она занимает малую долю. Но все равно там есть технологические причины, из-за которых нельзя останавливать это предприятие, потому что оно в производственной цепи „Укргазвыдобування“. Из-за остановки Шебелинского ГПЗ может пострадать добыча природного газа», — отмечает Александр Сиренко.

По его мнению, на рынке исчезнет 80-й бензин как таковой, и останется производить нефтепродукты из отечественных заводов только НПЗ в Кременчуге.

Напомним, стандарты Евро-2 и Евро-3 были действительны до 1 июля 2013 года. Топливо более высокого качества способны производить только три украинских предприятия — Кременчугский НПЗ, который контролируется «Приватом», Лисичанский завод, принадлежащий «Роснефти», а также Одесский, который покупается группой ВЕТЭК.

Европа отказалась от Евро-3 еще в середине нулевых годов. Топливный стандарт регулирует содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах. Чем выше номер стандарта, тем он жестче.

Как ранее сообщал Inpress.ua, Кабмин намерен в течение месяца решить вопрос продления сроков действия стандартов качества нефтепродуктов марки Евро-3. Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает продлить действие стандартов качества автомобильного бензина и дизельного топлива, соответствующих требованиям Евро-3, до конца 2015 года, Евро-4 — до конца 2017 года. В странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Документ не регламентирует срок введения в Украине стандарта Евро-5. А для госрезерва можно будет закупать топливо хуже Евро-3.

Стандарты Евро-4 и Евро-5 должны были вступить в силу еще в июле прошлого года. Три из шести украинских НПЗ — Кременчугский, Лисичанский и Одесский — уже провели необходимую модернизацию, чтобы соответствовать этим требованиям.

В то же время продление стандартов на производство нефтепродуктов Евро-2 и Евро-3 во многом дает возможность полностью загрузить Шебелинский газоперерабатывающий завод, который входит в состав управления по переработке газа и газового конденсата крупнейшей газодобывающей компании «Укргазвыдобування».

Как ранее сообщалось Inpress.ua, было проведено тестирование качества топлива, в результате которого выяснилось, что каждый третий литр бензина, реализуемый на украинских АЗС, не соответствует действующим стандартам качества. Такие результаты были получены по итогам исследования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей проб бензина, отобранных автомобилистами на десяти ведущих АЗС.

«Проверка дала неутешительные результаты: качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе. Как минимум, 30% продаваемого в стране бензина не соответствует ни старым украинским стандартам, ни тем более стандартам Евро-4 и Евро-5», — отмечает президент «Киевского автомобильного клуба» Максим Головин.

По его словам, октановое число и детонационная стойкость трех из десяти проб не соответствует заявленным показателям. По четырем из десяти проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения. Абсолютно все отобранные пробы были ненадлежащего цвета и плотности.

По мнению руководителя «Киевского автоклуба», а также отраслевых экспертов, государству необходимо обеспечить контроль качества топлива на АЗС. Это не только защитит автомобили от поломок, но и позволит существенно увеличить поступление акцизного сбора в госбюджет.

Ранее сообщалось, что Миндоходов собирается контролировать качество топлива на границе, а налоговым агентом выступит соответствующая АЗС. Впрочем, для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлива в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами.

Следует отметить, что ранее этот вопрос затронул и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, который отметил, что его ведомство также намерено разработать программу тестирования горючего на АЗС.

«Мы сейчас с профильным институтом МАСМА (МАСМА, Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности) разрабатываем программу тестирования топлива на автозаправочных комплексах. Я рассчитываю, что в ближайшее время эта программа даст свои плоды для того, чтобы мы действительно уже смогли посчитать, какой объем Евро-2, Евро-3 реализуется в нашей стране. Но я уверен, что это меньше 20%», — сказал министр.

Следует отметить, что министерство энергетики и угольной промышленности рассчитывает на полноценный запуск Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) не ранее февраля-марта 2014 года, передает «Интерфакс-Украина».

«Технологический цикл (Лисичанского НПЗ) предусматривает от начала принятия решения (по первоначальным работам по запуску — ИФ) не менее пяти месяцев», — сказал глава Минэнергоуголя Эдуард Ставицкий.

Глава Минэнергоугля также сообщил, что, по планам, Одесский НПЗ должен быть запущен к осени текущего года.

Подробнее о качестве бензина на украинских АЗС и проблемах отечественных НПЗ читайте в статье Ярослава Снигура «Бензин для народа: спасут ли Украину квоты на импорт».

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях