Недавнее заявление Армении о присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана стало настоящей сенсацией, тем более что свои отношения с Евросоюзом она при этом разрывать вовсе не собирается...
Подобному изяществу политических комбинаций на фоне постоянного соблюдения национальных экономических интересов Украине, право же, стоило бы поучиться.
Многие годы ни у кого не возникало сомнений, что Армения едва ли не самый последовательный союзник России не только на Южном Кавказе, но и во всем СНГ. Пограничники из РФ совместно с армянскими стражами защищают границы республики с Ираном и Турцией.
В 2010 году Москва и Ереван договорились, что 102-я военная база в Гюмри будет существовать до 2044 года. Благодаря участию в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Ереван получает боевую технику и вооружения из России по ценам ниже мировых. Показатели экономических отношений также впечатляют: предприятия с российским капиталом составляют более четверти от общего числа в республике.
Тем не менее, при более внимательном взгляде отношения двух стран нельзя было считать идиллическими. С одной стороны, в Армении всегда было немало политиков, недовольных той «ценой», которую Ереван должен платить за гарантии Москвы как в том, что касается Нагорного Карабаха, так и в экономических делах, в частности, обеспечении республики газом по приемлемым ценам.
С другой стороны, Москву не очень радовала официальная внешнеполитическая линия, известная как политика комплементаризма, то есть выстраивание равновесных отношений как с Россией, так и с Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Ираном и Грузией.
Даже в 2008-м, когда Россия нанесла вынужденный удар по Грузии, Ереван изо всех сил пытался и сумел сохранить конструктивные отношения с Тбилиси. Но, правда, точно так же Армения поддерживает нормальные отношения с Ираном, несмотря на многолетний конфликт последнего с Западом и его вовлеченность в сирийский кризис.
В последние месяцы отношения между Ереваном и Москвой продолжали охлаждаться. Причиной этому было скептическое отношение армян к ТС. Всячески подчеркивая свой интерес к ОДКБ и военно-техническому сотрудничеству с Россией, Армения одновременно отмечала, что не видит пользы от вступления в ТС.
В недавнем интервью заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что «нет такого прецедента, чтобы страна становилась членом какого-либо таможенного союза, не имея границ со странами-членами последнего».
Очевидно, помимо географических обстоятельств, Ереван не очень устраивало то, что Москва, Астана и Минск продолжают наращивать экономические, и не только, отношения с Азербайджаном — основным антагонистом Армении.
Визит Владимира Путина в августе в Баку, во время которого снова обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран, только подлил масла в огонь. Ведь прошло не так много времени c тех пор, как — сразу же после саммита «Большой восьмерки» в Северной Ирландии — появилась информация о поставках российского оружия в Азербайджан.
Между тем на самом саммите президент РФ вместе с лидерами США и Франции призвал к мирному урегулированию застарелого нагорно-карабахского конфликта. В Ереване в такой линии Москвы увидели проявление пресловутых «двойных стандартов».
Не добавили Москве очков и непомерные аппетиты «Газпрома», который заявил о желании увеличить свое присутствие в ЗАО «АрмРосГазпром» (на сегодня 80% акций принадлежат «Газпрому» и 20% — правительству Армении), а также повысил с 8 июля цену на газ для жителей Армении с 307 до 374 долл. за 1000 куб. м.
В Москве, в свою очередь, вызывали раздражение «евроустремления» Еревана, в частности, готовность подписать Соглашение с ЕС о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Неудивительно, что на фоне этих разногласий еще за пару дней до встречи Владимира Путина и Сержа Саргсяна в Москве большинство российских и армянских экспертов убеждали общественность двух стран в том, что Ереван отклонит предложения Москвы по вхождению Армении в Таможенный союз и будет развивать интеграцию с ЕС.
Поэтому заявление президента Армении Сержа Саргсяна 3 сентября по итогам встречи с российским коллегой Владимиром Путиным о решении Еревана вступить в Таможенный союз и предпринять в этой связи необходимые практические шаги, а затем участвовать в формировании Евразийского экономического союза прозвучало для непосвященных словно гром среди ясного неба.
Любопытна мотивация президентом столь ответственного решения. Глава армянского государства отметил, что 20 лет назад Армения выстроила систему своей военной безопасности в формате Договора о коллективной безопасности в партнерстве с Россией и рядом других государств СНГ, и за эти десятилетия система доказала свою жизнеспособность и эффективность.
«Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства», — подчеркнул он.
Тем не менее, по словам Сержа Саргсяна, такое решение Армении не является отказом от диалога с европейскими структурами.
«Это рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении. Это решение — не отказ от нашего диалога с европейскими структурами. За эти же годы Армения при поддержке европейских партнеров провела ряд серьезных институциональных реформ. И Армения сегодняшняя в этом смысле гораздо более продуктивное и конкурентоспособное государство, чем годы назад. Мы намерены и в будущем продолжить эти реформы», — сказал президент Армении.
Мысли президента разъяснил глава его администрации Виген Саркисян. В интервью армянской службе «Радио Свобода» Саркисян сказал: «Мы очень благодарны европейским партнерам за тот путь, который прошли вместе. Следовательно, в нашей политической повестке остается парафирование с ЕС Соглашения об ассоциации на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе».
По словам главы президентской администрации, хотя есть мнение, что участие в ТС может создать препятствия для соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» с ЕС, однако позиция Армении известна — «нужно пытаться сопоставлять эти положения».
«В случае, если это будет невозможно, возьмем из этого сотрудничества самое главное, что было на европейском пути, — это наш политический диалог, взаимодействие в системе ценностей, которые позволяют модернизировать страну. И мы считаем, что эти положения в основном закреплены в Соглашении об ассоциации. Следовательно, в нашей повестке остается задача парафирования в Вильнюсе», — добавил он.
Дело в том, что в ноябре 2013 года в Вильнюсе состоится саммит руководства Евросоюза и лидеров стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство», в ходе которого ожидается подписание Соглашения об ассоциации и соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» с Украиной и их парафирование с несколькими странами, включая Армению.
Понятно, что такого рода разъяснения не смогли успокоить Европу. «Европейские дипломаты на этой неделе были ошарашены сообщением о том, что Армения, стремившаяся к укреплению связей с Евросоюзом, вместо этого вступит в Таможенный союз, возглавляемый Россией», — пишет в этой связи The Wall Street Journal. По мнению авторитетного издания, это может способствовать победе Кремля в борьбе с Брюсселем за влияние в регионе: «Теперь вопрос в том, последуют ли другие бывшие советские республики примеру Армении».
Газета считает, что «решение Армении может означать проблемы для других государств, рассматривающих возможность сближения с ЕС. В частности, Украина должна подписать долгожданное ассоциативное соглашение с ЕС на саммите в ноябре, а Молдавия и Грузия — парафировать подобные соглашения».
Британская Financial Times считает, что сыграли роль военно-политический и экономический факторы. «Обратившись в сторону Москвы, Армения приобретает союзника, и если начнется война с Баку, то Ереван сможет обратиться к России», — говорится в публикации. Кроме того, «Россия — страна, где живут миллионы армян, оттуда они осуществляют денежные переводы на родину. Более того, Россия является торговым партнером Армении и самым большим иностранным инвестором», — пишет издание.
Между тем Брюссель поcле получения известий из Москвы остановил программу Twinning с Арменией. Программа Twinning действовала в Армении с 2009 года и реализовала около 18 программ с разными ведомствами. Ее цель — реформы в государственных структурах в соответствии со стандартами ЕС и действующими моделями, приближение законодательного поля ко всеобщему законодательству Евросоюза. А 6 сентября появилась информация (видимо, предварительная), что ЕС не собирается парафировать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с Арменией. А 6 сентября появилась информация (видимо, предварительная), что парафировать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации ЕС не собирается.
Многие в Европе полагают, что все случившееся объясняется давлением со стороны России. «Общий контекст — вот что вызывает тревогу, — говорит известный европарламентарий, поляк Сариуш-Вольский. — Это давление касается всех четырех стран (включая Армению), движущихся к партнерству. Это часть более широкой картины, и страх может породить эффект домино».
Но, похоже, что по крайней мере в случае с Арменией поляк не прав. Исследование Gallup International Association, проведенное в июне этого года, показало, что 92% жителей Армении считают Россию дружественной страной, а более 50% — выступают за более тесную интеграцию с Россией.
В то же время исследование «Интеграционный барометр ЕАБР», проведенное несколько месяцев назад Некоммерческим партнерством «Евразийский монитор» совместно с Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, показало, что 61% граждан Армении положительно относятся к ТС, и только 4% против участия в ТС. Кроме того, 70% граждан рассчитывают на военную помощь со стороны России.
Здесь мы видим серьезные отличия от отношения к ТС в Украине. Как утверждают социологи, в Украине с конца 2011 года достаточно стабильно преобладают сторонники интеграции в ЕС.
Например, результаты опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы им. И. Кучерива» и Социологической службой центра Разумкова в мае 2013-го, свидетельствуют, что 41,7% опрошенных граждан поддерживают вступление Украины в ЕС, 31% — в ТС, 13,5% респондентов считают, что не нужно присоединяться ни к ЕС, ни к ТС.
Поэтому Сержу Саргсяну сделать выбор было намного легче, чем нашему президенту. И выбор этот, надо признать, сделан был не 3 сентября в Москве, а раньше, когда в ответ на очередные претензии брюссельских чиновников Саргсян заявил: «...если вы будете ставить нас перед выбором между Европой и Россией, то ясно, какой выбор мы сделаем».
Кроме того, хорошо известно, что ЕС ничего не сделал для решения проблемы Нагорного Карабаха. Между тем парафирование в Вильнюсе, а затем и подписание Соглашения об ассоциации означало бы неизбежность установления Арменией особого таможенного режима с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, следовательно, ее экономическое удушение.
Пойти на такое не может позволить себе ни один армянский политик, если он, конечно, не законченный Иуда. Вступление же в ТС снимает этот щепетильный вопрос с повестки дня. Здесь его, скорее всего, просто «не заметят». Таким образом, Нагорный Карабах «автоматически» вольется в таможенное пространство всего ТС.
Учитывая все эти факторы, можно убедиться, что, несмотря на все трения между Ереваном и Москвой, выбор Сержа Саргсяна сенсационным все же не назовешь. Москва и Ереван после некоторых раздумий (в основном раздумывал Ереван) пришли к выводу, что существующий между ними военно-политический союз следовало бы дополнить экономическим (о чем президент Армении и заявил открытым текстом), что и произошло.
Экономически Армения, несомненно, выиграет. Стало известно, что РЖД, в концессионном владении которой находятся армянские железные дороги, вложит в их развитие до 15 млрд рублей.
Речь идет о финансировании магистрали Иран — Армения, которая свяжет через Армению порты на побережье Персидского залива с черноморскими гаванями. В свою очередь Евразийский банк развития намерен вложить 100 млн долл. в строительство автомагистрали Север — Юг. Она через Армению свяжет Иран и другие страны Среднего Востока с Закавказьем и СНГ.
Кроме того, «Росатом» продлит на 10 лет эксплуатацию Армянской АЭС, что укрепляет энергетическую безопасность страны. Роснефть принимается за реконструкцию бывшего лидера советской нефтехимии — ереванского завода «Наирит» (производство искусственного каучука).
Здесь следует отметить, что до последнего времени товарооборот Армении с ЕС несколько превышал объем торговли с Россией: 1,68 млрд долларов и 1,34 млрд долларов соответственно в прошлом году. В страны ЕС Армения экспортирует медь, молибден, железо, ювелирные изделия и продукцию сельского хозяйства.
Немалое место в контактах с Европой занимают туристический бизнес и инновационные технологии. В Россию Армения экспортирует те же товары, что и в Европу, плюс стройматериалы, вина и коньяки, овощи и фрукты. Вполне очевидно, что после вступления Армении в ТС ее товарооборот с Россией и другими участниками Союза возрастет.
Столь же очевидно, что в Европе как покупали армянские медь и молибден, так и будут покупать дальше — без этих металлов промышленности высоких технологий не обойтись. То есть вступление Армении в ТС торговать ей с Европой не помешает.
Кроме того, можно предположить, что Россия поведет дело к признанию самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики де-факто, что крайне важно для Армении. Вероятно, последует попытка убедить Азербайджан в полезности такого шага, заинтересовав его поставками нефти тому же заводу «Наирит».
Не будем забывать также о том, что с 2015 г. Россия вводит визы для граждан стран СНГ, не являющихся членами Таможенного союза. Сотни тысяч армянских гастарбайтеров, работающих в России, будут и дальше чувствовать себя более или менее комфортно, а вот граждане Украины, выбравшей долгую дорогу в Европу, пострадают. Ведь соглашение об ассоциации виз не отменяет, да и с приличной работой в безработной Европе сложно.
Маленькая Армения поставила перед большой Европой сложный вопрос. Окончательный ответ на него мы узнаем чуть позже. Что касается Украины, казус Армении не в состоянии повлиять на наш евроинтеграционный выбор. Недавняя встреча президента Виктора Януковича с парламентской фракцией Партии регионов еще раз это подтвердила. Широко разрекламированный «бунт» части народных депутатов от ПР не состоялся, голосование в парламенте за «еврозаконы» успешно продолжилось.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.