Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Евромайдан» — бой курантов или хор революции

31 декабря 2013, 08:00 1

Евроинтеграция начинается в головах...
и, кажется, там же и заканчивается


События последних полутора месяцев, когда известие о том, что подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, скорее всего, не будет подписано, подняли по всей стране волну, вполне сопоставимую с цунами 2004-го. Казалось бы, после разочарования и апатии, посеянных и надежно укорененных в народе тем, оранжевым "майданом", никакая сила не заставит украинцев снова подняться. Подняться, чтобы не за партийные командировочные, а по собственной инициативе ринуться в Киев, и там, безо всякого руководства извне, без загодя написанных речевок и транспарантов, отстаивать право на то, что они сами считают определяюще важным для себя и своих семей.

Однако оказалось, что активно муссировавшееся в последний год и властью, и оппозицией обещание скорого, практически гарантированного подписания Соглашения об ассоциации с объединенной Европой стало для большинства населения чем-то вроде идеи рая, ради которого стоит потерпеть все невзгоды и лишения, чтобы потом с лихвой компенсировать гарантированным вознаграждением все выстраданное и недополученное.

Страна жила ожиданием 28 ноября, и даже вечные войны между Партией регионов и оппозиционным триумвиратом превратились в вялотекущие позиционные бои. Все ждали чуда, некогда обещанного им еще мессией-Ющенко, но так и не случившегося тогда, а значит, тем более желанного теперь.

Верующие, жрецы и демиурги

Сравнение соглашения с раем пришло не случайно. В первом случае, так же, как и во втором, никто не знает, да и, по правде сказать, не очень-то стремится узнать, что же на самом деле находится там, «за гранью», предпочитая создавать в воображении свою собственную картину и уже ей служить и следовать, как некоему достоверному абсолюту. Как сторонники, так и противники вступления Украины в Евросоюз, разумеется, не видели и строчки из текста самого соглашения. Но им это, в общем-то, и не нужно. Для толкования высших истин существуют жрецы, а также собственное представление о том, каково оно – там, где нас нет.

Продолжая религиозную аналогию, можно вспомнить, что среди самих священнослужителей бытует шутка о том, что поставь рядом с десяток священников одной конфессии, спроси у них, как каждый – в деталях – видит Царство Небесное, и ответы будут диаметрально противоположными… А если еще и конфессии разные… Так и с мечтами украинцев о Евросоюзе: за Збручем мечтают о возможности без виз мотаться с мастерком в руках от Мадрида до Берлина, нанимаясь на тамошние стройки, а на востоке ждут пособий по безработице и прочих социальных выплат, которые позволят безбедно жить и даже кое-что откладывать, «как мои знакомые, которые живут в Германии, им на все хватает, еще и сюда каждый год приезжают».

Впрочем, люди самодостаточные и состоявшиеся, те, кто сейчас поддерживает "майдан" организационно и, в первую очередь, материально, видят в официальном «браке с Европой» возможность положить конец коррупции и беззаконию – раз не выходит справиться своими силами, то хотя бы при помощи Запада.

И для всех – для жителей востока и запада Украины, для людей самых разных политических и религиозных взглядов, разного социального статуса и имущественного положения – лозунг «Вперед, в Европу» практически тождественен другому, провозглашенному еще в двадцатых годах прошлого века Мыколой Хвылевым: «Геть від Москви». Вот только если в Галичине эта альтернатива является само собой разумеющейся и не допускающей сомнений или вариаций, то для южных и восточных областей, куда больше тяготеющих к нашей северной соседке и значительно сильнее связанных с ней личными, политическими и производственными узами, перспектива евроинтеграции является ощутимой угрозой их многолетних связей с Россией. И потому воспринимается куда менее однозначно, чем во Львове или Тернополе.

А иначе и быть не могло

Впрочем, в таком положении дел нет ничего удивительного. Ведь в Украине вопрос выбора внешнеполитического вектора, так же как и языковой вопрос, всегда относился к разряду предвыборных технологий и абстрактных лозунгов, вытаскиваемых на свет божий, лишь когда возникает необходимость в громкой и красивой фразе. Едва нужда в очередных кричалках проходит, они благополучно отправляются в нафталин – до следующего кризиса. Причем такое отношение к вещам, которые для других стран являются основой их государственности, идеей, объединяющей нацию, в Украине с поразительным единодушием демонстрируют заклятейшие политические противники.

Достаточно вспомнить, как бездарно была похоронена идея евроинтеграции Виктором Ющенко. И это при том, что сам парламентский дирижер большинства Михаил Чечетов признавался, что в 2005-м депутаты-регионалы были настолько деморализованы, что «проголосовали бы за вступление в общество пингвинов Антарктиды», если бы Виктор Андреевич тогда поставил этот вопрос в Верховной Раде.

И если соседняя Польша осознанно и последовательно шла к своему вступлению в Евросоюз 10 лет, создав в каждой гмине (базовой административной единице, что-то вроде нашего сельсовета) Управление по евроинтеграции, где каждому – фермеру, частному предпринимателю, шахтеру, студенту, пенсионеру – готовы были предоставить подробнейшую информацию о том, как изменится его жизнь после присоединения к ЕС, то у нас ведомство Олега Рыбачука — вице-премьера по вопросам европейской интеграции — превратилось в очередную пустую, как погремушка, забавку «оранжевого» президента.

Похоже, не больше ясности и в головах нынешних лидеров оппозиции. Знания, которых нет в принципе, с успехом заменяют надежды и связанные с ними эмоции. 

Бои без правил или драка до первой крови?

И чего тогда, спрашивается, удивляться, глядя, как растерялась троица Кличко — Тягнибок — Яценюк, увидев перед собой 1 декабря полтора миллиона человек? 18 мая они тоже вышли на сцену перед трехсоттысячным Софиевским майданом, чтобы, по сути, сказать: «Спасибо, что приехали. А у нас опять не получилось ни о чем договориться». За полгода для них ничего не изменилось. Тогда, в мае, очень кстати случилась драка с «титушками» возле невесть откуда взявшегося в центре столицы БДРМа, придавшая хоть какой-то смысл этой более чем многолюдной манифестации и снабдившая совсем было поникших от бессодержательности происходящего журналистов пищей для новостей и аналитики на многие месяцы вперед.

Нынешней зимой, вернее, в последнюю ночь осени "Беркут", устроив кровавое побоище, преподнес оппозиции очередной подарок, мгновенно мобилизовав со всей страны решительнейший, протестно настроенный человеческий ресурс, скандирующий «Треба діяти!». Так что объединяющая идея светлого будущего в Евросоюзе, преступно перечеркнутого олицетворяющим «преступный режим» Януковичем, оказалась как нельзя более кстати именно потому, что каждый, вышедший в эти дни на Майдан, самостоятельно додумывал, чего же именно лишил ненавистный «Янык» лично его. Но что дальше?

Сегодня, как удачно заметил бывший политтехнолог Юлии Тимошенко Виктор Уколов, «майдан борется с собственной маргинализацией!». Радикализм и самоуверенность лозунгов первых дней, вроде турчиновского: «Я объявляю осаду правительственного квартала. Майдан, слушай мою команду: группа из тридцати тысяч человек окружает и блокирует Кабмин, следующие пятьдесят тысяч перекрывают входы и выходы на Банковой!..», которые и тогда, когда на площади Независимости и сопредельных улицах находилось более миллиона уверенных в своей правоте украинцев, сменились осторожными рассуждениями о необходимости потерпеть и подождать. О томящейся в застенках «злочинного режиму» Тимошенко напоминает сегодня разве что ее огромный портрет на «йолке»

Постэйфорическая рефлексия

Организаторы "майдана" со все нарастающим страхом ждут новогодних праздников, когда большая часть протестующих разъедется к новогодним и рождественским столам, а потом может и не вернуться в простывшие палатки, которые к тому же вряд ли дождутся прибытия очередной смены своих временных жильцов. Юридическая невозможность импичмента была очевидна с самого начала, а надежда на персональные санкции Запада против главных финансистов ПР, равно как и вера в «карколомні перевтілення» членов бело-голубой фракции в Верховной Раде, кажется, живет сейчас лишь в сердцах у самых неисправимых оптимистов, но и тех с каждым днем становится все меньше...

Европа же, в свою очередь, увидев, что Украина в очередной раз собственноручно добавила новые звенья к бесконечной цепи упущенных возможностей, тянущейся через всю ее историю, тоже сменила риторику. И вот уже президент традиционно лояльной к нам Польши Бронислав Коморовский резюмирует: «Украина еще не готова к однозначному выбору западного вектора».

А польский министр иностранных дел Радислав Сикорский все более недвусмысленно выражает сомнения в результативности участия международных посредников в переговорах между властью и оппозицией: «Конечно, если бы обе стороны (украинская власть и оппозиция) обратились с просьбой быть посредниками в переговорах, то мы бы выбрали соответствующую их форму, но сначала украинская власть должна была бы выстроить отношения с потенциальными посредниками. Переговоры — это всегда хорошая вещь, но они не должны использоваться лишь для того, чтобы делать вид, что что-то делается при отсутствии наименьшего желания реально это сделать».

Германия, задающая тон в Евросоюзе, и вовсе дистанцировалась от происходящего в Украине, заявив устами главы своего МИДа Франка Вальтера Штайнмайера: «Можно спросить, нужен ли четвертый посредник? Контактов на сегодняшний день хватает. Они есть по линии как с правительством, так и с оппозицией» (имеется в виду, что сегодня помочь урегулировать ситуацию в нашей стране уже пытаются трое высокопоставленных европейских дипломатов: верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел Кэтрин Эштон, экс-президент Польши Александр Квасьневский и глава Совета Европы Турбйорн Ягланд. Некоторые аналитики связывают это умывание рук с освобождением Михаила Ходорковского, утверждая, что таким образом Россия заплатила своему давнему европейскому партнеру за невмешательство в вопросы, которые Владимир Путин давно считает лежащими в сфере его исключительного влияния.


Некоторые западные политики видят причины внезапного провала кропотливой многомесячной работы по подписанию СА, в том числе, и в недостаточно гибкой политике ЕС по отношению к Украине. Александр Квасьневский, побывавший вместе с бывшим председателем Европарламента Патриком Коксом в нашей стране 26 раз за последние полтора года, размышляет вслух о возможных практических приобретениях Украины от подписания соглашения: «Предложения были неконкретные, учитывая тот трудный период, который переживает экономика Украины», а Лех Валенса и вовсе не считает нужным ограничиваться дипломатическими полунамеками: «Брюссель не сможет заменить Украине Россию. А Украина не может себе позволить конфронтацию с Россией, потому что дорого бы заплатила», поэтому, продолжает он: «Я всегда готов помочь нашей братской Украине. Нет свободной Польши без свободной Украины, но делать это нужно по-умному».

Они вовсе не герои, но огромные, как скалы»…

Безусловно, инспирируй Янукович очередной разгон "майдана", и Запад, и Украина встрепенулись бы, там, глядишь, дошло бы и до обещанных санкций. Однако нынешнюю власть можно обвинять во множестве грехов, но только не в неспособности оперативно проводить работу над ошибками. Поэтому сейчас она выбрала куда более действенную тактику, успешно отработанную на палаточном городке под Печерским судом – перестав обращать внимание на живущих там протестующих и автоматически превратив их в раздражающий даже самых толерантных киевлян, грязный и бессмысленный цыганский табор.

Коротко и емко эту ситуацию описал когда-то Андрей Макаревич:

А враги – гора-горою –
мимо нас глядят устало.
Они вовсе не герои,
но огромные, как скалы.
И холодные, как льдины –
не воюют, а скучают.
Мы бы всех их победили,
только нас не замечают.
Только нас не замечают
из-за разницы в размерах,
И поэтому прощают –
очень маленьких, но смелых.

Новое время – старые песни. А тем, кто планирует оставаться на Майдане и дальше, похоже, пора начинать вместе с гимном Украины начинать хоровое исполнение «Интернационала»...

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях