Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Дети улицы: мотыльки, летящие на огонь революции

3 февраля 2014, 14:00 0

Детское бродяжничество — это, в общем-то, феномен мирного времени. Данную проблему для современной Украины сегодня сложно назвать актуальной, хотя еще 10-15 лет назад она была именно такой. В случае же войн, революций и прочих периодов неспокойствия проблема детского бродяжничества, к сожалению, получает условия для актуализации и усугубления. Поскольку Украину до сих пор лихорадит политический кризис, сопровождающийся массовыми мероприятиями и уличными беспорядками, дети, покинувшие отчий дом, рискуют попасть в эпицентр событий и пострадать.

«Беспризорная» статистика

Сегодня ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных детей в Украине. Такая статистика просто отсутствует. Экспертные оценки масштабов беспризорности отличаются очень существенно — и методы оценки разные, и сама проблема от официальной статистики скрыта: при повторном попадании ребенка в приют, например, на него заводится новое личное дело, что, конечно же, отражается на общей численности беспризорных детей. Сопоставив различные данные, можно лишь приблизительно определить, что сегодня по тем или иным причинам хотя бы единожды уходит из дома каждый третий украинский ребенок в возрасте 12-14 лет.

Конечно, в последние годы безнадзорных детей на наших улицах стало значительно меньше, чем, скажем, 15-20 лет назад, но они по-прежнему присутствуют в подвалах и других непригодных для жизни местах, становятся активными членами уличных сообществ, жертвами преступлений.

Почему и как

Попробуем разобраться, почему вообще дети бегут из дому.

Количество истинно бездомных детей — не имеющих родителей, не общающихся с родственниками, живущих во временных пристанищах и вообще не имеющих постоянного угла для ночлега, на сегодняшний день совсем невелико. Чаще это дети в возрасте до 10 лет, и их главные потребности — физическое выживание на улице и поиск жилья. Как правило, они очень скоро после начала бродяжничества попадают в специальные государственные учреждения — интернаты.

В большинстве же случаев для ухода ребенка из дома преобладает внутренняя мотивация. По причине социальной неустроенности — бедности, плохих жизненных условий — дети убегают гораздо реже.

На первом месте среди причин, по которым подростки пускаются в бега, безусловно, проблемы в семье — причем часто даже, на первый взгляд, в очень благополучной. Нередко побеги начинаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги обычно происходят как реакция протеста по отношению к родителям или в страхе наказания. По мере повторения такое поведение превращается в «условно-рефлекторный стереотип» – привычную реакцию на определенный раздражитель.

Согласно последующим исследованиям (в частности, А. Нураевой в 1973 году), наиболее частым среди подростков ученые выделили «эмансипационный побег» — совершается в 45% случаев. В этом случае детьми движет стремление избавиться от опеки и контроля родственников или воспитателей, от скучных привычных обязанностей и принуждений, их манит «веселая», «свободная», «легкая» уличная жизнь. Начинаются такие побеги часто в возрасте 12-15 лет. Поводом для первого часто являются столкновения и ссоры с родителями или воспитателями. Однако движет ребенком не страх перед такими столкновениями, а желание освободиться от контроля, режима и наскучившего образа жизни. Эмансипационные побеги часто совершаются вместе с одним или парой друзей, или приятели появляются в ходе самого побега. Часто таким побегам предшествуют прогулы занятий.

Примерно четверть от общего числа составляет «безнаказанный» побег. Как правило, он является следствием жестокого обращения с ребенком, сурового наказания или даже «расправ» с ним со стороны родителей, воспитателей или ровесников. Преследование соучениками или положение «изгоя» в школе, «Золушки» в семье также способствуют такому побегу, который происходит, как правило, в одиночку. Ребенок во время такого побега ведет себя так, чтобы отвлечься от тяжелой ситуации, побудившей его убежать, забыть о ней хотя бы на время. Других нарушений и проступков такой подросток во время побега старается не совершать. Например, деньги на еду он предпочитает заработать (собрать и сдать пустые бутылки, собрать и продать цветы), а не украсть. Опасность суицида во время детского бродяжничества относится в большей степени именно к этому типу побега. Начаться «безнаказанные» побеги могут в разном возрасте — от 7 до 15 лет. Поскольку в 16-17 лет вместо побега уже возможно найти другую форму отделения от семьи или нежелательной ситуации — поступить на учебу, начать работать и жить в общежитии.

Около 20% от общего числа составляет «демонстративный» побег. Такой уход из дома — следствие «оппозиционной» реакции по отношению к родителям или воспитателям. Первый отличительный признак — относительно небольшое расстояние: ребенок убегает недалеко или туда, где его легко будет найти. Дети, совершающие такой побег, надеются быть найденными и возвращенными, поэтому ведут себя так, чтобы на них обратили внимание окружающие люди. Причина демонстративного побега, как правило, в стремлении вернуть внимание родных и близких или получить особое их расположение. Иногда таким образом подросток пытается достичь исполнения своих желаний, получить определенные блага, преимущества, особенно такие, которые бы добавили ему авторитета в глазах ровесников. Демонстративными побеги бывают в возрасте 12-17 лет.

Менее 10% от общего числа побегов относят к расстройствам психики — это самый редкий вид бродяжничества среди подростков. Такой побег совершается под влиянием резко и беспричинно изменившегося настроения — подростку становится скучно, тоскливо, некомфортно, появляется немотивированное и непреодолимое желание сменить обстановку, уйти, уехать. Пускаются в такой побег в одиночестве, попутчики могут позже появиться случайно. Расстояние, на которое беглец отдаляется от дома, от побега к побегу увеличивается. Далее, уже в процессе бродяжничества, внезапно появляется желание вернуться домой. После возвращения ребенок становится уставшим, притихшим и послушным. Не может объяснить, почему так поступил, и стыдится своего поступка. При этом слишком настойчивые расспросы могут привести к новому побегу.

Эпидемии детского бродяжничества

Следует отметить, что в определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать характер эпидемии. Например — массовое бродяжничество и беспризорность детей в нашей стране во времена гражданской войны и послевоенной разрухи. В США такая эпидемия пришлась на 1929 год — время серьезного экономического кризиса. В этих двух случаях причиной подросткового бродяжничества были нужда и голод. А вот массовое распространение побегов в США в 60-70-е годы объяснить оказалось сложнее.


В качестве причин столь массовых побегов детей и подростков в США называются такие: ссоры с родителями, протест против школы, семьи и вообще всего образа жизни, поиск приключений и свободы. Специалисты связывают рост детского бродяжничества с такими неблагоприятными социальными изменениями в жизни американцев, как увеличение количества разводов (33% от количества заключенных браков в 1972 г.), распадом так называемой «большой американской семьи» с дедушками, бабушками и прочими родственниками, которые стали проживать отдельно и перестали проявлять особый интерес к внукам, постоянное переселение людей в поиске лучшей работы, массовые миграции населения из-за безработицы (около 20% жителей США ежегодно переезжает в другие города).

Причиной бегства американских подростков из дому стало также заполнение почти всего их свободного времени телевизором (в среднем около 65% досуга школьника), что повлияло на качество ежедневного общения с родителями или даже заменило его, ослабило эмоциональную связь с родителями. В итоге в США беглые подростки (так называемые «ранэуэйсы») превратились в социальную проблему.

В последнее же время подростков-бродяг стало заменять так называемое «уличное племя» — к нему относятся несовершеннолетние, формально не сбежавшие из дому, однако приходящие туда лишь для ночного сна, и то не каждый день. Такие подростки, как правило, из внешне вполне благополучных семей среднего достатка. Они не считают свою жизнь тяжелой, наоборот — поиск пищи и места для ночлега, возможность злоупотребления алкоголем и наркотиками, сексуальная свобода и стычки с полицией — все это весьма привлекает их.

Отношения с родителями у таких детей обычно крайне напряженные. Особенно склонны они винить отца. Такие «уличные» подростки считают, что родители не принимают их всерьез и не считают их самостоятельными людьми. Девочки особенно возмущены осуждением родителями их одежды, друзей, развлечений. Постепенно взаимное недовольство в таких семьях накапливается, и это в конечном итоге приводит к побегу из дому.

Дети «евромайдана»

В отличие от США, в Украине побеги подростков из дома или детских учреждений встречаются не до такой степени часто и пока не являются социальной проблемой.

Однако неспокойная политическая обстановка, охватившая сегодня не только Киев, но и многие другие регионы, провоцирует уличные беспорядки и создает опасные условия для жизни граждан. «Романтика революции» манит на баррикады тех, кого там быть не должно — детей и подростков, по разным причинам покинувших свои дома. Более того — многих несовершеннолетних именно участие в протестных акциях манит из дому на улицу — ведь это гораздо интереснее их обыденной жизни, учебы. В результате дети, конечно, могут пострадать. Поэтому нам, взрослым, необходимо быть особенно бдительными — с учетом того, что подростки часто выглядят старше своих лет.

На днях в эфире одного из центральных телеканалов прошел сюжет о двенадцатилетней девочке, которая сбежала из дому и месяц жила и работала на революционном «майдане» в Киеве, в то время как родители разыскивали ее в родном городе. Здесь следует вспомнить, что в соответствии с существующими нормативно-правовыми нормами, минимальный возраст для приема на работу в Украине составляет 16 лет. Как исключение, с 15 лет дети могут работать — но только с согласия одного из родителей либо лица, заменяющего их.

Иногда допускается принятие ребенка на работу и с 14-летнего возраста — при условии, что он учится в школе, техникуме или училище, работа не вредит его здоровью и осуществляется в свободное от обучения время, а также — если на то есть согласие одного из родителей либо опекуна. Понятно, что подростку, выглядящему старше своего реального возраста и находящемуся в местах массовой активности людей, легко затеряться в толпе. И не только затеряться, но и находиться в ней долгое время, особенно если лагерь протестующих — такой как «евромайдан» — функционирует долгое время и хорошо снабжается провизией.

Поэтому всем сознательным гражданам, участвующим в массовых мероприятиях, следует обращать особое внимание на юных сограждан, находящихся рядом. Если молодой человек или девушка выглядят крайне молодо и не могут подтвердить свое совершеннолетие документально, то о таких следует сообщить органам опеки и попечительства или милиции. А также — самим выводить подростков из опасных мест и способствовать тому, чтобы они вернулись домой. Наши дети не должны страдать от политической активности взрослых.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях